Ведение семейного бюджета может быть как рутиной, так и вполне приятным занятием. Перед тем, как начать управлять финансами, определимся с удобным методом учёта.
Рассмотрим пять простых и, главное, эффективных методов. Каждый из них я опробовал лично и пришёл к удобному решению (об этом в конце).
Метод №1: создаём свою таблицу в Google таблицах (предпочтительно) или в Excel
В одной колонке напишите все категории доходов, рядом будут 2 колонки: план и факт. Также делаем и по статьям расходов. Проставьте простые формулы (сумма, осталось потратить в категории). Я добавлял ещё формулу % отношения категории к общей сумме: так таблица будет нагляднее.
В отдельной вкладке я делал разбивку категорий по дням и первые 2-3 месяца заносил траты каждый день. Такой формат ведения бюджета осилит каждый, а составление таблички может даже принести предвкушение удовольствия от будущего результата!
Метод №2: ведём бюджет в приложении на телефоне
Если нет желания заморачиваться с таблицами, можно скачать одно из многих приложений на телефон. Некоторые приложения кроссплатформенны (позволяют вести бюджет и на смартфоне и на ПК). Тут нужно пробовать, после нескольких попыток вы точно выберете своё.
Мне, например, больше всего понравились такие приложения: 1 Money, сайт-мани, CoinKeeper. Главное удобство в том, что приложение всегда под рукой, т.е. больше шансов занести трату сразу.
Метод №3: "4 конверта" (от Макса Крайнова)
Суть проста: после получения зарплаты откладываем деньги на обязательные платежи (квартплата, интернет, школа, бензин и т.д.), все оставшиеся деньги разделяем на 4 равные части (конверта), что соответствует каждой недели месяца.
Каждую неделю можно тратить деньги только из соответствующего конверта. Можно завести и 5-й конверт - на остаток дней в месяце (2-3 дня). Метод простой: никакой рутины. Для начала - самое то!
Этот метод можно использовать как с реальными конвертами, так и с виртуальными (вести таблицу на компьютере).
Метод №4: "8 конвертов" (от Натальи Ождихиной)
Это более "продвинутая" версия предыдущего метода, которая мне понравилась больше всего.
Суть в следующем: мы распределяем все наши траты на восемь конвертов:
- повседневные расходы
- счет финансовой независимости
- удовольствия и развлечения
- образование + повышение квалификации
- отпуск
- крупные покупки
- резерв на форс-мажор
- благотворительность
Проставляем % от дохода на каждую категорию и четко придерживаемся бюджета. Проценты можно регулировать исходя из ваших предпочтений, но в книге автора (Восемь конвертов) можно почерпнуть много подсказок. Настоятельно рекомендую прочесть!
Метод №5: комбинируем свой вариант из предыдущих методов
После долгих поисков я остановился на пятом варианте с 8 конвертами. Но сами конверты делать не стал. Проценты по категориям и суммы я проставляю в Гугл таблицах на ноутбуке, а учет уже веду в приложении на телефоне (быстро и удобно). Мне такой формат подходит больше всего.
Пробуйте разные варианты и выбирайте тот, что понравится больше. Главное регулярность и усердие (особенно на первых этапах).
Пишите в комментариях какими методами учета финансов пользуетесь вы и подписывайтесь на канал!