Дебиторская задолженность субъектов предпринимательской деятельности появляется в рамках возникших между ними гражданско-правовых отношений. Это финансовые средства, которые должны компании иные юридические и физические лица, например, за поставленные товары, оказанные услуги или выполненные работы.
Для предотвращения возникновения просроченной задолженности компанией-кредитором проводится ряд мер превентивного характера:
· экономические (расчет рыночного риска, диверсификация клиентов, установление предельного размера совокупной дебиторской задолженности и т.п.);
· правовые (проверка правоспособности и полномочий контрагента, обеспечение исполнения обязательств, проработка договорных конструкций и др.);
· организационно-управленческие (разработка и внедрение порядка работы с просроченной задолженностью).
Однако даже идеально проработанная стратегия и тактика ведения бизнес-процессов не гарантирует стопроцентный успех, так как не способна учитывать все индивидуальные особенности контрагентов и форс-мажорные ситуации. Это же касается и технологии взыскания просроченной задолженности.
Обычные вопросы, встающие перед руководителем компании-кредитора.
• Немедленно начать процедуру взыскания долга или дать время клиенту собраться с мыслями?
• На кого направить максимальные усилия: крупного должника-молчуна (не идет на контакт, скрывается и т.д.) или мелкого, но контактного дебитора?
• Тратить время на убеждения или срочно готовиться к суду?
• В какой момент прекращать усилия и признавать задолженность безнадежной?
Стратегия взыскания долга не может быть простой и прямолинейной, так как ни один дебитор не похож на другого. Тем не менее эта работа базируется на определенных принципах. Первое: чем «старше» просрочка, тем ниже вероятность взыскания. И второе: малые долги невыгодно взыскивать.
Основные способы и методы взыскания долгов
Желательно постоянно держать «руку на пульсе» и отслеживать превращение текущей задолженности в просроченную. Чем раньше начнется работа с проблемной задолженностью, тем эффективнее будут результаты взыскания. Для успешного управления дебиторской задолженностью можно использовать следующий алгоритм работы:
• просчитать вероятность получения денежных средств с каждого должника;
• определить максимальную сумму возврата долга по каждому дебитору;
• установить ценность каждого клиента в портфеле;
• рассчитать примерную стоимость взыскания долгов для каждого должника.
Внесудебная (досудебная) стадия
Это этап выявления задолженности, анализа причин просрочки и оценки эффективности работы с должником.
Безусловный лидер по результативности внесудебной работы — переговоры. При достаточном уровне документальной подготовки, интенсивности давления и убедительности аргументов удается понудить должника исполнить ранее принятые на себя обязательства. При этом не потерять клиента. Используются методы ведения конструктивного диалога посредством личных встреч, телефонных переговоров, направления письменных уведомлений (претензий).
Вариант решения проблемы может предусматривать отсрочку или рассрочку платежей, утверждение нового графика погашения задолженности, предложение альтернативных способов возврата долга, например, рефинансирование и т.п. Такой компромисс с дебитором позволяет не растягивать конфликт во времени, а также избежать дополнительных расходов на судебные разбирательства и исполнительное производство.
Частным случаем внесудебного взыскания дебиторской задолженности является продажа долгов третьим лицам. Это относительно новая модель урегулирования долговых споров, популярность которой возрастает с каждым днем. Выкуп догов позволяет решить сразу две проблемы:
· отпадает необходимость в дополнительных расходах, направленных на взыскание задолженности;
· кредитор «мгновенно» получает возмещение (хотя и частичное, так как продажа долгов осуществляется с дисконтом.)
Данный метод актуален, когда дебитор длительное время не платит по договору (полгода-год и более), не идет на контакт, и нет обеспечения обязательства (залог, поручители и др.).
Обратите внимание: Какие возможности для взыскания дебиторской задолженности дает Федеральный Закон №488.
Передача долга осуществляется в рамках договора цессии и требует обязательного уведомления должника. Что касается его согласия на совершение данной сделки (цессии), то условие о том должно содержаться в тексте первоначального договора (кредита, поставки, подряда, услуг и т.д.). Исключение – передача прав кредитора по исполнительным листам (согласие не требуется по умолчанию).Стоимость продажи долга определяется в каждом конкретном случает на основе анализа совокупности факторов:
· общей суммы задолженности;
· платежеспособности дебитора;
· стадии конфликтной ситуации (до обращения в суд, судебный процесс, исполнительное производство);
· наличия обеспечения (залогового имущества, поручителей).
Исковая стадия
Судебному процессу предшествует направление официальной претензии. Для подачи искового заявления в судебные органы формируется пакет документов и оплачивается госпошлина. Сроки рассмотрения спора судом непредсказуемы, особенно если придется обжаловать вынесенное решение. Особое внимание следует уделить подготовке доказательств, обосновывающих факт задолженности и ее сумму: договоры, акты, накладные, выписки со счета и т.п. Не менее важный вопрос – своевременное обеспечение исковых требований. Иначе за время судебного процесса должник сможет беспрепятственно вывести активы, сведя все усилия истца к нулю.
Заканчивается данная стадия вступлением в законную силу судебного акта и получением исполнительного листа. Исполнительное производство – процесс сложный и «объемный». На этом этапе кредитор становится партнером службы судебных приставов, оказывая ее сотрудникам всяческое содействие:
· поиск имущества и должника;
· помощь в подготовке и получении всех необходимых документов;
· мотивация сотрудников ФССП, в том числе обжалование действий и бездействий, вплоть до предъявления иска о возмещении причиненных убытков.
Альтернативные методы
Дополнительными методами воздействия и стимуляции к возвращению долга можно считать уголовное преследование ответственных лиц должника при наличии признаков преступления (мошенничество, вывод средств, фиктивное банкротство и т.д.).
Самое неприятное, что может ожидать кредитора – это признание задолженности безнадежной. Причинами могут стать:
· истечение срока исковой давности (три года с момента нарушения прав кредитора);
· невозможность взыскания в рамках исполнительного производства;
· банкротство должника;
· принудительная ликвидация.
Процедура банкротства должника накладывает на кредитора определенные ограничения, которые не позволяют проводить индивидуальные мероприятия по взыскания долга с дебитора-банкрота. По завершении конкурсного производства образуется конкурсная масса, из которой каждый кредитор получает удовлетворение своих требований в порядке очередности. Преимущество имеют залоговые кредиторы (если у должника есть имущество и деньги).
Последние годы широкое применение получила практика привлечения к субсидиарной (дополнительной) ответственности лиц, контролирующих должника-организацию: директоров, учредителей и даже бухгалтеров. Этот механизм позволяет переложить весь долг компании на ответственных лиц, реальных выгодоприобретателей.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что успешное управление дебиторской задолженностью требует комплексного подхода и высокого уровня компетенции привлеченных специалистов. На любой стадии процесса полезно консультироваться с профессиональными юристами.
#дебиторская задолженность #взыскание дебиторской задолженности #долги #банкротство #банкротство юрлиц
Больше интересных статей здесь: Банки.
Источник статьи: Взыскание задолженности.