Первым, кто обнаружил, что старшие, средние и младшие дети обладают различным социальным опытом и имеют разные структуры личности, был психолог, психиатр и мыслитель Альфред Адлер (1870−1937). Он заметил — даже если у детей одни и те же родители, и они растут примерно в одних и тех же семейных условиях, у них могут быть абсолютно разные характеры. Опыт старшего или младшего ребёнка в семье по отношению к другим детям, особенности родительского воспитания — всё это меняется после появления в семье следующих детей и сильно влияет на формирование стиля жизни детей и на их дальнейшее взаимодействие с социумом. Он выделил и охарактеризовал основные проблемы, с которыми может сталкиваться ребёнок в зависимости от порядка его рождения в семье.
Первенец (старший ребёнок)
Положение первенца можно считать завидным, пока он — единственный ребёнок в семье. Родители обычно сильно переживают по поводу появления первого ребёнка, всецело отдают себя ему, стремясь, чтобы всё было "как полагается". Первенец получает безграничную любовь и заботу от родителей. Он наслаждается своим безопасным и безмятежным существованием. Но это продолжается до тех пор, пока следующий ребёнок не лишит его своим появлением привилегированного положения. Это событие может драматическим образом поменять положение ребёнка и его взгляд на мир.
Адлер часто описывал это событие, как "свержение с трона". Когда старший ребёнок наблюдает, как его младший брат или сестра побеждает в соревновании за родительское внимание и нежность, он, естественно, будет пытаться отвоёвывать своё верховенство в семье. Однако это сражение с самого начала обречено на неудачу. Со временем ребёнок осознаёт, что родители слишком заняты, слишком задёрганы или слишком равнодушны, чтобы терпеть его требования. В результате первенец "приучает себя к изоляции" и осваивает стратегию выживания в одиночку, не нуждаясь в чьей-либо привязанности или одобрении. Адлер также полагал, что самый старший ребёнок в семье консервативен, стремится к власти и предрасположен к лидерству. Поэтому он часто становится хранителем семейных установок и моральных стандартов. Привыкший заботиться о младшем и защищать его, он также вырастает, как правило, заботливым, склонным к отцовству (материнству), часто в дальнейших своих семейных отношениях берёт инициативу в свои руки.
Во взрослой жизни старшие дети становятся управленцами и администраторами. Старшие дети относятся к своим сотрудникам, как к младшим братьям или сёстрам.
Основные качества:
- Перфекционист;
- Добивается успеха;
- Лидер;
- Властная натура;
- Ответственный;
- Мотивированный;
- Добросовестный;
- Надёжный;
- Осторожный;
- Контролирующий.
Второй (средний) ребёнок
Второму ребёнку с самого начала задаёт темп его старший брат или старшая сестра. Благодаря этому нередко темп его развития оказывается более высоким, чем у старшего ребёнка. Например, второй ребёнок может раньше, чем первый, начать разговаривать или ходить. Средний ребёнок обычно связывает членов семьи между собой, поэтому всегда остаётся лоялен, миролюбив и довольно общителен. Средний ребёнок должен заботиться о младших и ко всему прочему бороться с ним за любовь родителей. Это только увеличивает его честолюбие и уровень притязаний. Для таких детей характерна ориентация на достижения. Средний ребёнок может ставить перед собой непомерно высокие цели, что фактически повышает вероятность возможных неудач.
Обратите внимание: Стиль дан нам с рождения. Ну да, либо дан, либо нет.
Вторые дети часто идут наперекор старшему, то есть руководителю, или, ещё хуже, во взрослой жизни идут против системы — государства.Основные качества:
- Легко подстраивается под обстоятельства;
- Независим;
- Хороший собеседник;
- Миротворец;
- Общительный и социально активный;
- Может стать непослушным;
- Может чувствовать себя одиноким.
Последний ребёнок (самый младший)
Положение последнего ребёнка уникально во многих отношениях. Будучи "малышом" или "баловнем" семьи, может быть окружён заботой и вниманием со стороны не только родителей, но, как это бывает в больших семьях, старших братьев и сестёр. Если родители ограничены в средствах, у него практически нет ничего своего, и ему приходится пользоваться вещами других членов семьи. Положение старших детей позволяет им задавать тон; у них больше привилегий, чем у него, и поэтому он испытывает сильное чувство неполноценности, наряду с отсутствием чувства независимости.
Ещё с детства он учится находить точки соприкосновения с окружающими. Обычно, когда младшие подрастают, их все любят, и у них много друзей. Их легко узнать в команде, так как они всегда в центре внимания. Нередко последние дети добиваются всего за счёт установления контактов, но профессионально не растут, так как надеются на своё обаяние. Может быть инфантильное отношение к жизни.
Основные качества:
- Общительный;
- Обаятельный;
- Отзывчивый, дружелюбный;
- Прямолинейный;
- Манипулятор;
- Смешной;
- Требующий внимания;
- Эгоцентричный.
Единственный ребёнок
Адлер считал, что позиция единственного ребёнка уникальна, потому что у него нет других братьев или сестёр, с которыми ему приходилось бы конкурировать. Это обстоятельство, наряду с особой чувствительностью к материнской заботе, часто приводит единственного ребёнка к сильному соперничеству с отцом. Он слишком долго и много находится под контролем матери и ожидает такой же защиты и заботы от других. Главной особенностью этого стиля жизни становится зависимость и эгоцентризм. Такой ребёнок на протяжении всего детства продолжает быть средоточием жизни семьи. Однако позднее он как бы внезапно пробуждается и открывает для себя, что больше не находится в центре внимания. Единственный ребёнок никогда ни с кем не делил своего центрального положения, не боролся за эту позицию с братьями или сёстрами. В результате у него часто бывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками.
Единственные дети с детства воспринимают окружающий мир как свой. Они даже не задумываются о том, что есть кто-то ещё, кто может прийти и забрать у них это. Они любят быть в центре внимания, но недооценивают среду, не обращают внимание на других, а это очень важно, особенно, если ты работаешь в коллективе. Единственные дети всегда будут пытаться быть лучшим для мамы/начальника.
Основные качества:
- Уверенный в себе;
- Добросовестный;
- Ответственный;
- Перфекционист;
- Любит быть в центре внимания;
- Раньше взрослеет;
- Ищет одобрения у окружающих;
- Обидчивый;
- Лидер.
Резюме
Перворождённые дети часто имеют высокий уровень достижений (продуктивность), родившиеся вторыми по счёту поддерживают в семье эмоции на определённом уровне, например, радуют родителей какими-то своими талантами, весёлостью (поддержание семейной системы эмоций), третий ребёнок обычно отражает то, что происходит в браке между мамой и папой, четвёртые дети вбирают в себя нерешённые проблемы семьи, накопившееся напряжение и могут брать на себя роль юмориста, чтобы разрядить напряжение.
Эмоциональное положение в семье в зависимости от порядка рождения: старший — особенный, ответственный за поддержание семейного благополучия, носитель семейных традиций. Героическая миссия. Иногда возмущается младшими, которые вторгаются в его жизнь и его исключительные права на обладание любовью родителей. Единственные дети более социально независимые, меньше оглядываются на сверстников, более похожи на взрослых в раннем детском возрасте и более тревожны, что является результатом внимания и защиты родителей. В них смешиваются характеристики старших и младших детей, но характеристики старших берут верх. Младшие более беззаботные, о них все в семье заботятся, они меньше испытывают уважения к авторитетам и условностям.
Книги по теме:
- Лейбин В.М. "Индивидуальная психология А. Адлера".
- Кевин Леман "Порядок рождения".
- Шенбек Элизабет "Старший, средний, младший: как очерёдность рождения ребёнка влияет на формирование его личности".
#психология #психология жизни #психология семьи и отношений #психология женщин #успех #здоровье
Больше интересных статей здесь: Успех.
Источник статьи: Порядок рождения ребёнка. Как это влияет на характер.