Базовые функции внедрения бюджетирования:
Мотивация. Система устанавливает ориентиры, а с ними работается легче, лучше. Она подталкивает искать новые приемы и тактики, стремиться к улучшению результатов.
Создание коммуникационной, дисциплинированной среды. Во-первых, поставленные цели повышают вовлеченность всех работающих членов семьи, а значит, и производительность. Во-вторых, система устроена так, что информация движется между участниками процесса – мужем и женой, родителями и детьми – тем самым обеспечивая постоянное общение.
Учет финансово-экономического состояния и прогнозирование будущих финансовых событий. Так легко понять, в каком направлении вы движетесь и что будет с вашим бюджетом через год, два, пять, десять.
Анализ проводимой работы. Детальные разборы помогают выявить слабые стороны работы, устранить ошибки, корректировать планы развития.
Авторизация. Бюджетирование сводит к минимуму растрату. К примеру, если вам выделено, скажем, 500 руб. на расходы, значит, вы не потратите сверх этой суммы ни одного рубля.
Теперь, когда с понятиями и принципами вы разобрались, выбирайте вид системы планирования.
Виды и подходы к бюджетированию
Существует 3 основных вида бюджетирования:
Финансовое. В него включаются предполагаемые доходно-расходные процедуры, перемещения наличных, безнала, расчеты прибыли. Цель этой разновидности – спланировать распределение денег, не допустить дефицита бюджета.
Инвестиционное. Включает все, что относится к инвестированию. Например, крупные покупки, строительство и ремонт.
Операционное. В отличие от финансового типа, который выражает общее состояние средств, операционное отражает контрольные «цифры» конкретных направлений. Сюда входят:
- сметы по каждому виду работ;
- налоговые, коммунальные, хозяйственные платежи;
- баланс имущества и т.п.
Составление бюджета подразумевает проработку всех видов. Это история Змея Горыныча – без одной из трех голов грозный Горыныч уже не так силен. Кроме основных видов также может вестись вспомогательный расчет, например, кредитный.
Перед построением бюджетирования сначала решите, какую методику использовать. Рассмотрим их детальнее.
Выход/вход. Методика, основанная на соотношении усилий и достижений. То есть денежные поступления, «входы», определяются прогнозируемыми результатами, так называемыми «выходами». Составляется бюджетирование как будто с конца, с «выходов», а уже на их основании рассчитывается размер «входов».
Подход “минимального уровня”. Суть метода состоит в том, чтобы определить базовые, т.е. минимальные суммы для разных статей бюджета. Как правило, этих денег достаточно, чтобы поддерживать «жизнеспособность» направления.
Если этого мало, то в семье происходит разговор-запрос на повышение бюджета. Например, жене недостаточно денег, которые выделяются на одежду.
Обратите внимание: Почему жизнь за городом подходит не всем. Что заставило меня начать строить свой дом..
Важно, чтобы она говорила с партнером об этом вдумчиво и аргументировано.Инкрементный. Этот сложный на вид термин имеет простое значение – «приростной». Он предусматривает формирование бюджета будущего финансового периода на основании прошлых отчетов. Уместен инкрементный подход, если основные затраты практически не меняются. Например, при закладывании статьи расходов на коммунальные платежи или на еду.
У подхода есть недостаток: некоторые пускают дело на самотек и особо не пересматривают бюджет в конце периода, чтобы сделать «заказ» на будущий, тем самым не ищут пути для экономии.
Activity-Based. Это современный способ, основанный на стремлениях и целях, которые вы для себя устанавливаете. Например, вы хотите в конце периода получить 10 тысяч долларов дохода. На первом этапе определяются действия, необходимые для достижения цели. На втором этапе рассчитывается объем требуемых ресурсов и затраты на эти действия.
Ценовой. Эта методика направлена в первую очередь на избежание лишних расходов. При планировании ответьте на такие вопросы:
- Зачем эти траты?
- Принесут ли они пользу?
- Имеет ли эта статья расходов ценность и для кого?
- Какова стоимость товара в статике или динамике?
Затем тщательно проанализируйте ответы и формируйте бюджет.
С нуля. Формирование этой стратегии начинается с гипотетического утверждения, что бюджеты всех требуемых статей (например, одежда, дом, огород) равны нулю. Далее происходит оценка и сортировка потенциальных расходов, инвестиций: отметаются почти все, остаются только абсолютно необходимые.
Методика трудоемкая, жесткая. Но без нее не обойтись, если есть острая необходимость до минимума сократить расходы. Например, в кризисные времена.
Автоматизация. Без автоматизации бюджетирование будет сложным и трудоемким. Важно подобрать удобную систему обработки информации и эффективно ее применять.
Excel. В программе вы можете делать простые формы бюджетов и связывать их с помощью формул и макросов. Здесь же удобно составлять семейные бюджетные планы.
UPE (Universal for Performance). Универсальная программа-конструктор, в которой можно смоделировать бюджет любой сложности. Здесь вы можете создавать, проектировать, вести целые комплексы взаимосвязанных сложных приложений.
Bplan. Программа включает связанные таблицы – в них можно проводить разработку, контроль, мониторинг исполнения бюджетов.
1С. Система инструментов для учета, анализа основных процессов: управления, отчетности, бюджетирования и т.п.
Бюджетирование – эффективный инструмент управления деньгами. Но чтобы успешно применять его, важно знать методики построения, понимать основные этапы внедрения. Обо всех тонкостях создания системы и управления финансами вы сможете узнать на наших вебинарах. Здесь опытные финансисты делятся своими знаниями, лайфхаками, превращают обычных людей в «повелителей бюджетов». После встречи с нами вы с улыбкой скажете: «Бюджетирование? Так это проще простого!».
Запишитесь на бесплатный 4-х дневный интенсив от семьи инвесторов и узнайте, как управлять своими деньгами и зарабатывать на инвестициях без риска, опыта и технических трудностей.
#бюджет #финансы #финансы в семье #инвестиции
Больше интересных статей здесь: Финансы.
Источник статьи: Бюджетирование: что это такое и с чего начать? часть 2.