Основные принципы стратегического позиционирования:
Во-1-х, при разработки стратегии позиционирования нужно верно найти мишень. Следует стремиться к высшей долгосрочной отдаче от вложений. Экономическую цену разрешено формировать, лишь кропотливо продумав стратегию фирмы в отношении прибыльности, когда клиенты готовы уплатить за продукт либо за услугу такую стоимость, которая бы превосходила издержки от их изготовления.
Во-2-х, принципиальная часть стратегии позиционирования фирмы - формулировка метода сотворения стоимости, неповторимого комплекта выгод для потребителей, который предоставляет фирма и который не имеет все шансы рекомендовать соперники. Таковым образом, стратегия - это не розыск лучшего способа конкурентоспособной борьбы на все эпохи либо методы попасть всем и любому. Стратегия описывает формы конкуренции, при которых определенная категория потребителей приобретает определенные выгоды в определенной области.
В-3-х, стратегия позиционирования обязана существовать отражена в неповторимой цепочке сотворения стоимости. Чтоб захватить устойчивую конкурентоспособную привилегию, фирма обязана проводить различные от соперников операции. Фирма обязана предопределять свои подходы к производству, логистике, обслуживанию, маркетингу, управлению персоналом и иным функциям в согласовании со собственным методом сотворения стоимости. Ежели фирма начнет бессознательно вводить передовые подходы, она чрезвычайно быстро станет делать все так же, как соперники, и добиться конкурентоспособного достоинства ей будет гораздо труднее.
В-4-х, стратегия позиционирования обязана базироваться на выборе из ряда альтернатив. Фирмы следует отрешиться от неких операций, услуг и черт продукта, чтоб во всем остальном достигнуть уникальности. Конкретно таковой отбор - в продуктах и цепочке сотворения стоимости - по-настоящему и различает компанию от соперников. Ежели конфигурации не связаны с другим выбором, соперники имеют все шансы просто повторить их, так как для этого им не нужно будет жертвовать собственным стратегическим позиционированием. У фирмы, которая пробует понравится всем и любому, недостает фактически никаких шансов захватить конкурентоспособную привилегию.
В-5-х, стратегия позиционирования описывает, как разные нюансы деловитости фирмы стыкуются между собой. При разработке продукта, к примеру, необходимо учесть индивидуальности производственного процесса, и на каждом из данных шагов следует мыслить о том, как облегчить следующее сервис покупателей. Согласованность действий не лишь дозволяет нарастить конкурентоспособную привилегию, однако еще затрудняет копирование стратегии. Повторить какие-то операции либо свойства продукта довольно элементарно, продублировать всю модель полностью - существенно труднее.
Разработка стратегии развития предприятия – ключ к успеху!
Ну что же, обратимся к беспристрастной статистике, а она гласит следующее: 80% предприятий (стартапов) терпят неудачу и закрываются уже в первые 3 года своей деятельности. 20% - согласитесь, не слишком радужная перспектива, ведь такие азартные игры с собственным бизнесом чреваты серьезными последствиями. Да и не каждое предприятие, из оставшихся 20%, настолько успешно, насколько рассчитывают его видеть сами зачинщики-бизнесмены.
Такая картина привела к тому, что на сегодняшний день только 4,3% россиян заняты своим бизнесом (данные подготовлены экспертами Babson College (США), London Business School, а также специалистами Санкт-Петербургского госуниверситета). И что еще печальнее: только 2% готовы или намереваются начать собственное дело.
Как же обосноваться и выигрывать на этом поприще? Как неустанно повышать эффективность деятельности предприятия, делая его все более успешным? Главный и однозначный ответ, который приходит на ум мне и подтверждается многолетним опытом тысяч предприятий по всему миру – это разработка стратегии развития предприятия.
Стратегическое мышление – это залог жизнеспособности и успешности предприятия. Не имея четкой стратегии и понимания того, что, как и зачем делать, превращает бизнес лишь в набор активов, отягощенных, к тому же, бременем обязательств. Стратегическое планирование являет собой разработку стратегии бизнеса на основании целой совокупности формализованных процедур, направленных, в первую очередь, на создание модели будущего компании, а также на формирование плана (программы) перехода из имеющегося состояния в ожидаемое (желаемое).
В результате проведенной работы, конкретный предприниматель получает вполне адекватное представление о том, какие существуют сильные и слабые стороны в его предприятии, и каким образом надо действовать (выходя из полученной информации), чтобы развиваться в направлении достижения максимальных возможностей, при этом успешно нивелируя угрозы, стоящие на пути.
Стратегическое мышление и специфика разработки стратегий развития
Поднимая тему стратегического планирования, естественным ожиданием является то, что через определенный отрезок времени компания не только продолжит осуществлять операционную деятельность, но и выйдет на стезю развития, то есть будет качественно преображаться. Что в данном случае подразумевается под «развитием» и «качественным преображением»? Возьмем самые доступные примеры из жизни: компания, изначально занимающаяся производством оборудования, выходит на новый уровень, развивая сеть, специализирующуюся на сервисном обслуживании. Либо (нередко, кстати, встречающаяся ситуация), когда успех ресторана становится толчком для развития целой сети. В большинстве своем подобные решения становятся результатом активных изменений на отраслевом рынке.
Таким образом, мы подошли к вопросу о том, с чего же начинать разработку стратегии развития и в какие этапы она должна осуществляться. Хочется сразу оговориться, что на то, насколько комплексным будет это занятие и как много времени займет, в значительной степени влияет размах деятельности самого предприятия. Так, разработка стратегических планов для масштабных корпораций не только занимает по несколько месяцев, но и требует привлечения экспертов, консультантов в данной области. Однако все же можно систематизировать и выделить основные этапы формирования оных:
формулирование целей и стратегических вопросов;
проведение стратегического анализа;
выбор одного из стратегических сценариев развития;
создание плана реализации выбранного сценария.
Конечно, данная схема уж очень обобщена, однако, все же дает представление о том, в каком направлении двигаться. Пролью немного света на то, что кроется за каждым из этих этапов.
Прежде, чем погрузиться в емкий процесс стратегического мышления, первый вопрос, который встает на пути – для кого же это делается в конечном итоге? Разрабатывается ли план для личного пользования или для внешнего агента (к примеру, инвестора)? Конечно же, ответ на этот вопрос ни в коем случае не должен повлиять на само содержание стратегии, однако он поможет правильно расставить акценты в подготовке и последующем представлении оной.
Приступая к формулированию целей, разумным будет остановиться на двух или трех, которые и послужат плацдармом для дальнейших стратегических действий предприятия. Кто и как формулирует цели на конкретном предприятии, в значительной степени зависит от того, каким образом построена управленческая модель. Некоторые энтузиасты даже прибегают к модели «всем дружным коллективом». К чему следует приготовиться с самого начала (независимо от того, на кого возложили данную работу) это то, что по мере проведения последующих этапов, а именно проведения стратегического анализа, вполне может оказаться, что некоторые из этих целей нежизнеспособны, и их необходимо пересмотреть.
Переходя к аналитическому этапу, предприятие в лице тех, кто руководит процессом разработки стратегии, должно понимать, что любое принятое решение, заданный путь шествия должны строго основываться на фактах (обоснованных, а не вымышленных!), тенденциях и реалистичных прогнозах. Сама стратегическая аналитика – понятие также комплексное, и требует поэтапной проработки:
изучение внутреннего ресурса, который послужит основой дальнейшего развития;
всесторонний анализ конъюнктуры рынка;
анализ структуры и деятельности аналоговых компаний;
прогноз развития конкретного рынка.
Следует сказать, что на этом этапе «спотыкаются» большинство фирм, закладывая ошибки стратегии повышения эффективности деятельности предприятия. Так, анализ внутреннего потенциала, микроклимата предприятия, зачастую оказывается предвзятым и необъективным. В то время как анализ внешней предприятию среды продуцирует большие объемы трудно применимой к делу информации. Ну а прогнозы и вовсе отходят от реальности ввиду крайней обобщенности.
Итак, «с трудом и с боем» мы все-таки дошли до этапа моделирования стратегических сценариев, которые, в идеале, должны описывать существенно разнящиеся пути развития предприятия. При этом говорить следует не о фантастических воздушных замках, а о конкурентных, реалистичных альтернативах, которые очертят перспективы и облегчат выбор итогового маршрута следования. Следует сказать, что для умудренного опытом профессионала данный этап представляется совершенно рудиментарным, так как люди сведущие уже по прошествии двух предыдущих этапов способны обозначить единственный жизнеспособный и наиболее целесообразный сценарий развития.
Однако все же добавим несколько комментариев о специфике проработки данного этапа. Для того чтобы избежать ошибки при выборе, следует провести качественное сравнение имеющихся альтернатив. Эффективным шагом будет выделение группы показателей, которые в виде конкретных цифр и дадут почву для сравнения и вынесения вердикта (ключевые показатели эффективности). Но и прельщаться перспективами значительных выгод, спешить не стоит. На другую чашу весов следует вынести риски, сопровождающие каждый из сценариев и только потом принимать решение.У статистической оценки стратегии есть две цели. Первая заключается в том, чтобы выяснить оптимальную степень капитализации, чтобы достичь максимально возможного значения постоянного дохода. Вторая – в том, чтобы увидеть, как выбранная торговая стратегия с поправкой на риск, необходимый для ее выполнения, относится к стратегиям конкурентов – имеет ли она преимущество или нет. Без статистически верного расчета результата принятия риска практически невозможно выяснить, будет ли деятельность предприятия или компании в будущем более эффективной, чем в прошлом. По сути, принятый риск имеет огромное значение для принятой стратегии, и без объективной оценки этого самого риска невозможно определить, сможет ли в будущем компания распоряжаться своими активами и пассивами таким образом, чтобы достичь прибыльности, платежеспособности и ликвидности.
При разработке торговой стратегии следует учитывать множество вещей: прибыль, риск, неустойчивость, период времени, корреляция с рынками, методы и так далее. После разработки стратегии можно провести ее обратное тестирование с помощью компьютерных программ, то есть проанализировать эффективность торговой стратегии путем ее применения к данным прошедших периодов. Хотя обратное тестирование и не гарантирует успех стратегии в будущем, по крайней мере оно даст уверенность, что стратегия сработала бы в прошлом. Если не было ошибок с оптимизацией, использованием данных и случайных совпадений, то у стратегии есть неплохой шанс сработать и в будущем.
Осуществлять торговую стратегию можно как вручную, так и автоматически, с помощью компьютера. Существуют также различные варианты сочетания этих способов. Торговля «вручную» требует большого умения и дисциплины от торговца, так как у него постоянно возникает соблазн отклониться от намеченного пути, что скорее всего отрицательно повлияет на результат. Поэтому использование компьютерной техники на данном этапе развития торговли практически необходимо, поскольку нужно получать и обрабатывать огромное количество информации с рынка, а также моделировать различные ситуации использования нескольких стратегий.
Если пытаться найти некий шаблон, универсальную стратегию эффективной торговли для практически любой ситуации, то это вряд ли получится сделать, поскольку компании и предприятия работают в различных сферах деятельности. К тому же целью стратегии не обязательно должно быть достижение максимальной прибыли – производитель может, например, стремиться вытеснить конкурентов с рынка либо пытаться увеличить рыночную долю. К тому же иногда очень сложно сказать, какие именно показатели нужно брать за 100%, чтобы оценить эффективность стратегии. Поэтому для очень многих компаний и предпринимателей лучшей стратегией является та стратегия, которая работает лично для них.
Таким образом, можно сделать вывод, что каждый торговец должен сам для себя составить определение стратегии эффективной торговли. Причем, чем более узким будет данное определение, тем лучше. Для новичка, желающим заняться торговлей, наилучшим советом будет изучить торговые стратегии других участников рынка, для того чтобы выделить отдельные элементы и использовать их для создания своей собственной стратегии торговли, эффективной именно для него. Рынком задаются определенные правила и условия, и задача трейдера – подстроиться под эти условия и извлечь максимум из имеющихся возможностей.