Читатели опять сетуют, что я пишу все какое-то мрачное, а людям хочется позитивного и вдохновляющего. Посоветовали написать об историях успеха. Прочитала я такой совет и как будто по волшебству перенеслась в нулевые. В то время ведь этот жанр был особенно популярен. Весь тогдашний глянец - это реклама да истории успеха (что тоже реклама). И не только глянец.
В середине нулевых я работала в пермском еженедельнике "Деловое Прикамье". Вот у нас тоже была такая рубрика. Правда, недолго. Как раз мне ее предложили. Я согласилась с радостью. Я, в принципе, люблю человеческие истории (успеха или нет, вообще не важно), мне интересно, как затейливо порой могут закручиваться линии биографии. Но какое же это было сокрушительное фиаско!
Сразу возник вопрос, где брать героев. Вариантов их привлечения было два. Первый - по заявкам от какого-то фонда поддержки бизнеса, второй - приглашение известных предпринимателей края. Отбор заявок из фонда поручили мне, "знаменитостей" - менеджерам. Я первая и сдалась. Кого только нам не сватали. Каких-то сумасшедших собачниц, которые пытались убедить меня, что их успех самый успешный, потому что у них есть четкое кредо ("я лучше буду ходить в рваных штанах, чем с собакой дешевле двух тыщ баксов", - говорила мне одна такая), каких-то держательниц секонд-хендов, каких-то бывших советских директрисс, при чьем мудром управлении развалились целые предприятия, каких-то тридцатилетних владельцев подвальных компьютерных клубов, уверяющих что через десять лет они откроют филиалы по всему миру, каких-то чокнутых изобретателей всего и вся. Все это были люди с кучей дипломов, наград, сертификатов. Но писать было решительно не о ком. И не о чем. Достижения их при ближайшем рассмотрении оказывались каким-то пшиком.
Менеджерам тоже не особенно везло Им просто мало кого удавалась уговорить на биографический очерк. Людям, действительно чего-то добившимся, предложенный формат был решительно не понятен: интервью о текущем положении дел в бизнесе - пожалуйста, история - ну фиг его знает. Люди просто работали, ещё, конечно, рисковали. И ещё. Изнанка их жизни мало походила на блестящие картинки, которые вспыхивают в сознании обыватели, когда он слышит слово "Успех".
Обратите внимание: Почему мечты не исполняются?.
Все та же рутина, только иного рода. Рутина и пахота. Пахота и рутина. Да, в удовольствие, но все же пахота и рутина. И везение. Кажется ни один из встреченных мной людей, действительно достигших высоких результатов хоть в бизнесе, хоть в творчестве, не отрицал значения благоприятных обстоятельств. Когда об этих людях пишут в газетах и журналах, многое (на самом деле основное) опускается, а подчеркиваются чаще несущественные, но яркие детали, ещё под все подгоняется непременно какая-нибудь философия - таковы требования жанра. Про то, как на самом деле, читать было бы просто невыносимо скучно.Те же, кто сами пытаются преподнести свою жизнь как некий увлекательный квест, вечное достигаторство, преодоление все новых и новых вершин, овладение все новыми талантами, уникальными и даже феноменальными качествами... эти люди, скорее всего, просто врут. Ну, или, скажем мягче, сочиняют. Богатое воображение, да. Именно поэтому вся эта невероятная жизнь чаще всего развивается лишь в интернете. Вы когда-нибудь обращали внимание, сколько гениев, олигархов, звёзд самой недосягаемой величины, родителей удивительно одаренных детей в комментариях хоть , хоть в Фейсбуке? На сайте так просто атас. Я полгода веду блог - и кого у меня тут только нет. Тут и суперуспешные инвесторы в сфере недвижимости, и музыканты-виртуозы, собирающие стадионы, и родители детей, которые легко сами собой изучают по 4-5 языков и побеждают в международных олимпиадах, и просто скучающие миллионеры. В последнее время ещё и куча мегауспешных фермеров тут - огородников, у которых все растет само и круглый год (вплоть до ананасов за полярным кругом). Такого количества выдающихся личностей я не встречала за почти двадцать лет в журналистике (а уж она богата на разное). О таком числе детей-гениев не слышала за четыре года работы в образовании.
И вот мне предлагают писать "истории успеха". Ради чего? Зачем?
Мне пишут: "Покажите людям, что нужно стремиться к лучшему, всепропальщиков и без вас хватит". Так я из статьи к статье пишу о том, что нужно стремиться к лучшему. Просто я предупреждаю, что легко не будет, что дорога к лучшей жизни - это каждодневный труд и рутина, а не веселый праздник. Еще уточняю, да, что шансы на успех невелики. Распылять сладко-пьянящий газ о том, что все получится у всех, нужно только захотеть - это не по моей части. Я не хочу дурить людям головы. Сказочников и без меня хватает.
Вопрос только один: почему людям так хочется этих сказок?
#общество
#психология
#успешный успех
Больше интересных статей здесь: Успех.
Источник статьи: В сказку попали. Почему многим так нравится дешёвая мотивационная дичь.