Когда мы анализируем факты, мышление не остается непредвзятым и может попасть в ловушку. Главное, не позарится на сыр и пройти мимо мышеловок. Видов "сыра" всего десять:
1.Эффекты плацебо и ноцебо
Мышление может опираться на негативную или позитивную установку, не зависящую от реальной информации. Сначала этот эффект заметили в медицине – предлагая больному таблетку-пустышку, от которой ему становилось хуже или лучше. В последнем случае это был эффект плацебо, в первом – ноцебо. Эти эффекты зависят от степени доверия к тому, кто преподносит информацию и от степени внушаемости самого человека.
2. Ложь статистики
Есть масса уловок подачи статистических данных. Их описал еще в 1954 году Даррел Хафф в книге «Как лгать при помощи статистики». Для анализа данных в статистике могут использоваться различные системы. Например, подсчет доходов людей, проживающих в одном месте, по среднему арифметическому будет 15 000, по медиане — 3500, а модальный доход (самая распространенная цифра) — 5000. С помощью статистики можно легко манипулировать цифрами, которые мы воспринимаем, как непреложный факт.
3.Одна сторона медали
Это эффект предпочтения выигравшей стороны. Иногда человек больше доверяет многочисленным историям успеха людей, достигших высот в бизнесе с нуля, хотя процентное их соотношение с лузерами отнюдь не в их пользу. При этом мозг воспринимает лишь одну сторону медали и создается иллюзия, что открыть свое дело легче легкого.
4. Хиндсайт
Хиндсайт — представляет собой ошибку памяти: вам кажется, что именно так вы и представляли себе результаты некого события, до их появления, хотя никаких точных данных об этом не было. Хиндсайт порождает самонадеянность, которую можно описать стандартной фразой «я так и думал». Хотя знать и думать об этом вы не могли — из-за отсутствия реальных фактов.
5. Стокгольмский синдром сознания
Стокгольмский синдром - это симпатия жертвы к агрессору. В разных случаях «агрессором» может выступить, например, навязчивая реклама, акция, что приводит покупателя к ненужной покупке. Но после ее совершения, человек начинает оправдывать себя, находя в приобретенном товаре все больше и больше просто крайне необходимых качеств.
6. Функциональная фиксация
Функциональная фиксация связана с шаблонностью мышления. Мы привыкаем рассматривать факты под одним углом и уже не можем посмотреть на них с другой стороны. Феномен этот возникает на основе опыта и для экономии времени, но ведет к снижению творческого аспекта мышления.
7.Ошибка игрока
Ошибке игрока казино обязаны своими многомиллионными доходами. Этот психологический эффект заключается в том, что азартному человеку во время выбора свойственно увязывать результат с предыдущим опытом. На самом деле, вероятность того или иного исхода при выборе из двух возможных всегда будет одинаковой — 50 на 50. Но посетителям казино кажется, что если в прошлый раз не повезло, то сейчас-то наверняка повезет.
8. Эффект якоря
Эффект якоря не раз подтверждался экспериментально, например, в исследовании Амоса Тверски и Дэниэла Канемана. Как «якорь» для участников эксперимента они использовали рулетку. Двум группам респондентов задавали вопрос о проценте числа африканских стран в ООН, при этом участники крутили рулетку. В той группе, где на рулетке выпадало большее число, участники называли большее количество стран в качестве ответа. Эффект якоря широко используется в маркетинге и мы встречаемся с ним почти ежедневно, покупая товары со скидкой.
9. Ложная память
Ложная память формируется или на основании наших личных представлений и фантазий, или базируется на информации, якобы услышанной от других. Обычно ложная память формируется как ответ на стресс. Именно поэтому выжившие в катастрофах часто путаются в своих показаниях и вспоминают противоречивые факты.
10. Эффект ИКЕА
Когнитивное искажение, названное в честь крупнейшего мебельного ретейлера, заключается в том, что мы готовы доверять больше тому, к чему сами приложили немало сил. Например, результатам собственного эксперимента, хотя изначально он был некорректным. Подсознательно мы строим картину мира на основе лишь собственных измышлений, игнорируя чужие. Пусть они порой и более верные!