Экономика маркетплейса, на примере "Озон"

Почему-то общественное сознание считает, что рынки — это будущее, поскольку они очень технологичны, не имеют магазинов, имеют значительно более низкие издержки и т д
Я просмотрел последний отчет OZON, добавил свою экспертную оценку и оценил экономические выгоды. Посмотрите, что произошло:
Для пункта выдачи OZON требуется площадь не менее 20-30 квадратных метров, а если взять 65 тысяч ПВЗ и умножить на 25 квадратных метров, то получится 1,6 миллиона квадратных метров. Это примерно эквивалентно размеру магазина DNS, то есть из-за «отсутствия» магазинов OZON по площади уступает только X5 и «Магниту». Да, и в то же время эти магазины не выставляют товар покупателям.
В одном пункте выдачи должно находиться не менее 2,5 сотрудников. 7 дней в неделю, 12 часов в день, всего 84 часа; 40-часовая рабочая неделя означает, что на работе работают только два человека, и люди также будут болеть и брать отпуска. Итак, как ни крути, в «отсутствующих» магазинах OZON работает не менее 163 500 человек. К вашему сведению: в DNS работает около 25 000 человек, что делает OZON одной из пяти крупнейших сетей по количеству продавцов.
Также стоит отметить, что стоимость квадратного метра в пункте самовывоза, скорее всего, будет выше, чем в магазине DNS или «Магнит». Пункт выдачи должен располагаться в оживленном районе, и чем меньше площадь участка, тем выше удельная арендная плата.
Если предположить, что OZON берет комиссию в размере около 5% от оборота франчайзи, открывающих пункты самовывоза, то среднестатистический пункт самовывоза может приносить 213 000 рублей выручки в месяц. Даже если бы выплачивалась «черная» заработная плата, ее было бы явно недостаточно для размещения 25-метрового зала и 2,5 рабочих. Таким образом, значительное количество пунктов выдачи заказов в настоящее время работают с убытком и рассчитывают на будущий рост оборота.
Если на данный момент на OZON 600 000 продавцов, то средний оборот на одного продавца составляет 465 000 ₽. Хоть это и не так много, важно помнить, что оборот распределяется неравномерно: не менее 80% оборота приходится на 20% продавцов. Это значит, что у оставшихся 80% продавцов средний оборот составляет 116 000 ₽. Другими словами, большинство людей не зарабатывают ничего.
Если у OZON 3,6 млн кв м складских площадей, а компания занимается сортировкой и хранением миллионов единиц товара, то по моей экспертной оценке на каждые 30 кв м складской площади приходится как минимум один работник склада. В результате на складах OZON работает около 120 000 человек.
Если предположить, что 25% заказов доставляются курьерами, а каждый курьер в среднем осуществляет не более 12 доставок в день, то в OZON должно работать не менее 100 000 курьеров.
Логистику OZON я даже анализировать не буду, она тоже очень дорогая: она индивидуальна (вы не отправляете большие партии товара, а миллионы отдельных посылок) и имеет высокий процент возвратов и обратной логистики.

Обратите внимание: Сколько зарабатывают денег создатели игр: На примере "Subway Surfers".

Но даже если учесть только три категории работников — сотрудников пунктов выдачи заказов, владельцев магазинов и курьеров — то их будет 385 000 человек. Похоже, это больше, чем численность сотрудников X5 и «Магнита». Вот в чем дело: магазинов нет, но больше места и рабочих, чем когда магазины были.
Следует также отметить, что магия и технологичность работы этих 385 000 человек заключается в том, что ни один из них не числится штатным сотрудником OZON. Если они трудоустроены, то они трудоустроены как индивидуальные предприниматели или по гражданско-правовому договору и считаются самозанятыми.
Это экономика. Но в то же время хочу сразу сказать, что я ни в коем случае не отрицаю важную роль рынков в розничной торговле. OZON — отличная компания. Это действительно новое слово, и без OZON многие товары вообще не покупались бы. Но магия рыночных цен объясняется не какой-то особой информационной экономикой и низкими издержками, а тем, что рынки субсидируются государством, что позволяет им не платить НДС, не нанимать рабочих и не возиться с контрафактными товарами.
Мои статьи читают знающие люди, поэтому я был бы признателен, если бы вы могли скорректировать мои расчеты или экспертные оценки.

Не моё, но очень интересно!

Я решил поделиться этим на случай, если кому-то будет интересно.

Получается, что пункт самовывоза не приносит прибыли?

Для меня рынок — очень удобная вещь. Тот же пример «Озона» показывает, как все работает: выбираете товар, заказываете его, оплачиваете — сразу или в рассрочку — и все, вам его доставят до двери. Затем установите, наденьте, используйте или съешьте. Повторяйте этот цикл до тех пор, пока это не потребуется. Вам даже не нужно никуда идти.

Но, конечно, есть и недостатки: подделки, дефекты, недобросовестные продавцы. По моему опыту, чем дороже и сложнее что-то, чем «ближе» вы это покупаете, тем лучше. Я спокойно могу заказывать разные мелочи на Aliexpress, но, например, стиральную машину я заказывал через магазин Kaspi — он очень популярен и заслуживает доверия в Казахстане.

Больше интересных статей здесь: Деньги.

Источник статьи: Экономика маркетплейса, на примере "Озон".