Международные списки офшорных и высокорисковых юрисдикций играют ключевую роль в регулировании налоговой прозрачности и финансовой безопасности. Мы обнаружили, что включение страны в такие списки влияет на её налоговые льготы, условия трансграничных платежей и доступ к международным финансовым услугам.
В 2025 году способ формирования этих списков продолжит меняться, что потребует от компаний постоянного мониторинга и соответствующего планирования операций.
Международные списки оффшоров: современные подходы и тенденции
На международном уровне понятие «офшорные зоны» постепенно утрачивает свою значимость. В настоящее время единого международного списка офшорных зон больше не существует, а разделение юрисдикций стало более гибким и основанным на конкретных признаках. Мы наблюдаем, что международные списки офшорных зон носят преимущественно информационный и рекомендательный характер, однако их влияние на практику ведения бизнеса по-прежнему существенно.
Вместо жёстких «чёрных списков» составляются рейтинги и экспертные отчёты для оценки налоговых систем, уровня прозрачности и соблюдения стандартов обмена налоговой информацией. Например, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) через Глобальный форум по прозрачности и обмену налоговой информацией публикует рейтинги стран по уровню их соответствия стандартам EOIR и CRS. Эти оценки определяют, насколько хорошо юрисдикция соответствует международным требованиям к автоматическому обмену налоговой информацией по запросу.
Форум ОЭСР по вредоносным налоговым практикам (FHTP) регулярно проводит экспертную оценку налоговых режимов для интеллектуальной собственности, холдинговых структур, международных трастов, офшорного банкинга и других налоговых инструментов. После реформы большинство этих режимов были признаны безвредными. Например, международные компании на Сейшельских Островах, свободные зоны в ОАЭ и специальные экономические зоны в Казахстане были признаны ОЭСР безвредными.
Оценка экономического присутствия и реформы в оффшорных юрисдикциях
В последние годы принцип экономического присутствия стал ключевым критерием оценки офшорных зон. Юрисдикции с нулевой или номинальной налоговой ставкой, такие как Багамские острова, Бермудские острова, Британские Виргинские острова, Каймановы острова и остров Мэн, предъявляют строгие требования к фактическому экономическому присутствию компаний. Это позволяет им избегать негативных оценок со стороны ОЭСР.
Реформы в Панаме служат успешным примером: теперь штаб-квартиры транснациональных корпораций подлежат обязательному надзору на предмет соблюдения требований экономического присутствия. Люксембург также принял аналогичные меры для венчурных и семейных инвестиционных компаний, а Сингапур — для финансовых центров. Эти изменения минимизируют риск попадания в международные чёрные списки и повышают доверие партнёров.
Бизнесу важно учитывать, что даже без формального статуса офшорной компании юрисдикция может подвергаться пристальному контролю со стороны регулирующих органов, если она не соответствует требованиям прозрачности и обмена информацией. Поэтому при выборе страны для регистрации компании или открытия счета мы рекомендуем внимательно изучить не только налоговые ставки, но и её соответствие международным стандартам.
Обратите внимание: Международные перелеты: преимущества салона бизнес-класса в самолете.
Подробную информацию о регистрации компании в различных юрисдикциях вы найдёте на нашем сайте.Национальные списки оффшорных зон: особенности и влияние на бизнес
Фактически, список офшорных зон страны напрямую влияет на налоговые обязательства и условия деятельности компании. Каждое государственное учреждение составляет свой собственный список офшорных налоговых юрисдикций. Состав этих списков может существенно различаться: одна и та же страна может считаться офшорной зоной в одной стране и не считаться таковой в другой.
Включение страны в список национальных офшорных зон может повлечь за собой следующие последствия:
- Утрата права на налоговые льготы по дивидендам, процентам и роялти.
- Применять более высокие налоговые ставки к трансграничным платежам.
- Ужесточение налогового контроля и дополнительные требования к раскрытию информации.
- Запрет на включение расходов, связанных с офшорными юрисдикциями, в расчет налога на прибыль.
Например, в России список офшорных зон утверждается Министерством финансов и регулярно обновляется. В Великобритании аналогичный список составляет Налогово-таможенная служба Великобритании (HMRC). Рекомендуем всегда проверять актуальность списка стран перед заключением сделки с иностранным контрагентом, чтобы избежать непредвиденных налоговых последствий.
Черный список ЕС: критерии, структура и последствия включения
Особое значение для международного бизнеса имеет европейский черный список офшоров – «Список юрисдикций, не сотрудничающих в налоговых вопросах», действующий с 2017 года. Список составлен на основе оценки соблюдения странами принципов налоговой прозрачности, справедливого налогообложения и стандартов BEPS (размывания налоговой базы).
В 2025 году в первую часть чёрного списка ЕС вошли такие страны, как Панама, Российская Федерация, Американские Виргинские острова, Ангилья, Вануату, Палау, Самоа, Тринидад и Тобаго, Фиджи и Гуам. Во вторую часть вошли юрисдикции, находящиеся в процессе выполнения своих обязательств, такие как Британские Виргинские острова, Турция, Сейшельские Острова, Антигуа и Барбуда.
Включение в черный список ЕС означает:
- Усилить контроль за финансовыми операциями с резидентами определенных стран.
- Учет расходов по операциям с такими юрисдикциями при расчете налога на прибыль запрещен.
- Обязательный удержанный налог с выплат резидентам, включенным в список.
- Применение правил контролируемых иностранных компаний (КИК).
- Ограничения на налоговые льготы для материнских и дочерних компаний.
Актуальную версию черного списка ЕС можно найти на официальном сайте Европейской комиссии.
Страны высокого риска по AML/CFT: списки ФАТФ и их значение
Помимо налогового списка, существует также международный список стран с высоким уровнем риска в сфере противодействия отмыванию денег (ПОД) и финансированию терроризма (ФТ). Основным источником информации здесь является список Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), состоящий из двух частей: «чёрного списка» и «серого списка.
В 2025 году к юрисдикциям высокого риска со значительными стратегическими пробелами относятся Иран, Северная Корея и Мьянма. В «серый» список входят страны, подлежащие усиленному наблюдению, такие как Алжир, Болгария, Британские Виргинские Острова, Кения, Монако, Сирия и другие.
Для компаний работа с резидентами этих стран подразумевает проведение углубленной комплексной проверки и, в некоторых случаях, принятие мер по защите от рисков. Банки и финансовые учреждения могут отказывать в обслуживании клиентам из юрисдикций ФАТФ или ужесточать условия.
Мы рекомендуем регулярно проверять актуальные списки ФАТФ, чтобы минимизировать риск блокировки платежей и отказа в банковских услугах. Актуальные публикации можно найти в разделе «Публичные отчёты ФАТФ.
Практические рекомендации по работе с международными списками оффшоров
Для эффективного планирования международных операций мы рекомендуем следующие рекомендации:
- Всегда проверяйте международные и внутренние списки офшорных и высокорисковых юрисдикций.
- Проверьте, включена ли страна контрагента в черный список ЕС или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег, чтобы избежать блокировки платежей и налоговых штрафов.
- Оцените требования к экономическому присутствию и прозрачности выбранной вами юрисдикции.
- Регулярно отслеживайте изменения в законодательстве и списках, поскольку они обновляются несколько раз в год.
- Регистрируя компанию за рубежом, используйте только самые актуальные источники информации и консультируйтесь со специалистами.
Например, в 2024 году международная компания, открывшая счёт на Сейшельских островах, получила отказ в обслуживании в европейском банке, поскольку Сейшельские острова были включены в список национальных офшорных зон. Эта ситуация подчёркивает важность предварительного изучения всех действующих списков и консультаций со специалистами.
Заключение
Международный список офшорных и высокорисковых юрисдикций 2025 года остаётся важным инструментом регулирования налоговой прозрачности и финансовой безопасности. Рекомендуем вам внимательно следить за обновлениями списка и учитывать требования к экономическому присутствию для минимизации корпоративных рисков. Следуйте передовым практикам, чтобы обеспечить эффективность вашей международной деятельности и соответствие современным стандартам.
Узнайте больше о регистрации офшорных компаний и ознакомьтесь с Международным списком офшоров.
Подпишитесь на наш канал в Telegram, чтобы получать последние новости и аналитику.
#оффшор #регистрациякомпании #черныйсписок
Больше интересных статей здесь: Бизнес.
Источник статьи: Международные списки оффшоров и высокорисковых юрисдикций: актуальные требования .