Бизнес-план: типичные ошибки при составлении

В продолжение нашей прошлой статьи, сегодня поговорим подробнее о бизнес-плане, а именно – о реальном бизнес-плане, на реализацию которого решили брать кредит.

Понятно, что для банка мы его несколько приукрасим. Но для себя мы точно должны знать, на что мы подписываемся.

А пока - рассмотрим типичные ошибки при бизнес-планировании:

Ошибка первая – оценка срока выхода бизнеса на окупаемость и безубыточность. Вы задумали бизнес. Решили, чем будете заниматься, чем торговать. Посчитали себестоимость. Посчитали все накладные расходы. И соответственно, рассчитали, сколько денег надо вложить до момента окупаемости, то есть до тех пор, когда доходы от бизнеса хотя бы сравняться с текущими расходами.

Теперь, внимание! Как показывает статистика, подавляющее количество предпринимателей при открытии бизнеса делают одну и ту же ошибку – слишком оптимистично оценивают сроки выхода на окупаемость. И, разумеется, кредитные специалисты Банков в курсе этой проблемы. Поэтому обязательно посчитайте вариант с увеличенным сроком окупаемости.

Простой пример: вы все верно посчитали, открыли бизнес и по плану должны выйти на окупаемость через 3 месяца. Взяли кредит или вложили свои деньги. А получилось, что через 3 месяца на окупаемость не вышли: не учли какие-то факторы, подвели поставщики, нагрянул кризис, пришлось менять ассортимент, рядом открылся конкурент и т.д. И получается, что надо продолжать вкладывать деньги – не хватает на аренду, на зарплату, на налоги, на закупку товара. А денег уже нет. А если это банковский кредит? Чем отдавать?

Даже если это совершенно знакомый Вам бизнес, и у вас уже много магазинов или ресторанов, или салонов красоты, и вы открываете просто еще один - обязательно рассчитайте вариант открытия бизнеса или новой торговой точки с более долгим сроком выхода на окупаемость. Специалисту Банка этот вариант представьте, как пессимистичный вариант бизнес-плана. Но и в нем все должно быть красиво. А если в этом пессимистичном варианте получается не очень-то и красиво – это повод задумываться, закладывать ли свое имущество? Давать ли личное поручительство?

Вторая ошибка заключается в расчете выручки. Предположим, вы все посчитали, маркетинговые исследования провели на самом высоком уровне: фокус-группы, замеры проходимости и прочее, и прочее. Если у вас стартап – рассчитайте вариант бизнес-плана, где выручка меньше в 2 раза. А лучше – процентов на 60. А если не стартап, а просто новая точка продаж – хотя бы меньше на 30%. Посмотрите результаты. Готовы заложить имущество и влезть в долги?

Поверьте – это очень частая ошибка. Вариантов, почему это случилось, множество – от персонала недостаточной квалификации или ответственности до конкурента, открывшего подобный бизнес через месяц после вас. Если при таком расчете убытков нет, можно продолжать дальше. И не забудьте продемонстрировать этот вариант своему кредитному менеджеру.

Обратите внимание: Как разработать и использовать бизнес-план.

Если спросит, конечно.

Третья ошибка – себестоимость. Вы, конечно, все посчитали до копейки, сомнений нет. И, разумеется, предусмотрели статью «Непредвиденные расходы». Так вот, 3% - это мало. И 10% - тоже мало. Заложите, хотя бы процентов 20% от общей суммы расходов. Это будет вашей небольшой страховкой.

Итак, вы еще раз прокрутили свой бизнес-план. И решили открываться. Вкладывать деньги, возможно, брать кредит. Теперь самое главное – психологический фактор. Что делать, если все пойдет наперекосяк?

Вот мы и добрались до самой главной ошибки – четвертой в нашей логике повествования. И называется она – психологический фактор! Как вы будете себя вести в случае провала? Что вам скажут партнеры и сотрудники? Можно, конечно, следовать святым правилам модного сейчас позитивного мышления, отмахиваться и не думать о возможном провале. Однако, давайте не будем пытаться обмануть самих себя: в жизни всякое бывает, поэтому обязательно обговорите со своими партнерами этот вариант. Бонус: заодно узнаете, те ли это люди, с которыми вы связали свою бизнес-судьбу. Причем поговорите конкретно – кто и чем готов будет пожертвовать в случае банкротства. Все ли готовы закладывать имущество в Банк и давать личные поручительства. Имейте в виду, что Банк может брать залоги и поручительства у третьих лиц тоже, а не только у официальных владельцев бизнеса.

Вообще, расчет возможного провала и психологическая готовность к нему очень важны для формирования себя как бизнесмена. Даже если вы сейчас в эйфории и перед вами маячат только радужные перспективы, чтобы потом не попасть в психушку или долговую яму, нужно для себя сделать расчет – при каких показателях деятельности вы закроете бизнес, каким образом закроете. Определите, что из того, чем вы на данный момент владеете, будет реально продать. Рассчитайте время, деньги и составьте для себя этот Крах – план. Мы от всей души желаем, чтобы он не реализовался, но помните: чтобы выбраться из ямы, для начала надо перестать копать. Так вот – при каких показателях вы перестанете копать? Сколько вы готовы потерять? Станет ли для вас и ваших партнеров это крахом всей жизни?

И только после всестороннего обсуждения этого четвертого пункта с созданием крах-плана вы со спокойной душой можете отправляться в Банк за кредитом. Предъявляете свою отчетность, свои заявки, свои планы. Пессимистичные варианты сразу не показываете – только если попросят, но они должны быть у вас уже составлены. Психологически вы готовы к неудаче и точно знаете, что неудача вас не выбьет из седла и не пустит по-миру!

Тема нашей следующей статьи – «Письма счастья» из налоговой инспекции. А пока ждем ваших комментариев по вопросам, связанным с кредитованием!

#бизнес план #бизнес и финансы #кредит #точка безубыточности #банки кредиты банк #мсп

Больше интересных статей здесь: Бизнес.

Источник статьи: Бизнес-план: типичные ошибки при составлении.

\