Быть в хороших отношениях со своим начальством – мечта многих. Сюда смело можно добавить слово «недостижимая», поскольку у абсолютного большинства подчинённых начальство в лучшем случае вызывает неприязнь, но гораздо чаще ненависть и отвращение, с которыми приходится постоянно бороться, доводя себя до нервных расстройств.
Пытаясь ответить самому себе на вопрос о том, почему я так ненавижу своего начальника, человек чаще всего приходит к выводу, что причина кроется в личных качествах руководителя. На самом деле всё гораздо сложнее. Взаимоотношения между лидерами и подчиненными формируются на подсознательном уровне, на них влияет масса факторов, заложенных в человеке в различные периоды жизни. Поэтому ошибочно предполагать, что если бы начальник был другим, то и отношения были бы отличными. Психолог и автор книги «Наука и отношения лидер — последователь» Шерри Малуф провела исследования на данную тему и выяснила, в чём кроется истинная причина ненависти (кстати, нередко взаимной) и, самое главное, как выбраться из ситуации и наладить отношения.
Так в чём же причина?
Схемы взаимоотношения человека с другими людьми, в том числе и начальниками, продиктованы целым рядом особенностей как личных (устройством психики, эмоциональностью), так и социальных, т. е. теми условиями, в которых происходило формирование личности. Мозг человека устроен таким образом, что ему больше «нравится» действовать по шаблону, т. е. рассуждать, делать выводы, принимать решения в соответствии с опытом, накопленным за долгие годы. Со временем это приводит к развитию таких поведенческих приёмов, которые мы называем бессознательными или интуитивными.
Каждый из нас совершенно бессознательно делит всех окружающих на «своих» и «чужих», при этом в ход идут всевозможные признаки: пол, раса, национальность, социальная принадлежность, профессия и т.
Обратите внимание: Почему я постоянно пробую что-то необычное в жизни?.
п. Если подсознательно оцениваемая личность вызывает доверие, мозг реагирует выработкой особого вещества – окситоцина, который в свою очередь помогает людям, что называется, сойтись, т. е. позволяет эффективно сотрудничать, приятно и доверительно общаться, помогать и т. п.Увы, но и лидеры делают то же самое. Если подчинённый соответствует внутренним представлениям о сотруднике, то с таким подчинённым дела пойдут, поскольку ему будет уделяться повышенное внимание, предоставляться помощь и т. д., если же нет, то такого подчинённого начальник просто перестанет замечать.
Что делать?
Ещё один важный и не очень ободряющий вывод, к которому пришла Шерри Малуф, заключается в том, что ни один человек полностью не соответствует нашим подсознательно идеализированным представлениям. И если следовать этому выводу, то из круга своего общения надо исключить вообще всех людей.
Однако в социуме, тем более в рабочем коллективе, это невозможно. Поэтому необходимо приспосабливаться. Для начала следует понять, как работает мозг, и попытаться оценить ситуацию объективно, отбросив чувства. Чаще всего это позволяет увидеть ситуацию по-новому и найти точки соприкосновения, позволяющие наладить сотрудничество. Во-вторых, помните, что в отношениях с начальником на нём лежит лишь половина ответственности за удачное или неудачное общение, вторая половина лежит на вас.
Ещё одну важную рекомендацию психолог даёт руководству компаний. Если оно заинтересовано в постоянном росте продуктивности, мотивации сотрудников, их вовлеченности в процесс, поддержании здорового психологического климата в коллективе, то стоит уделять больше внимания не только развитию лидерства у руководителей (таких тренингов и так слишком много), а обратить внимание на развитие навыков подчинения у сотрудников.
Еще больше интересной и полезной информации о бизнесе, инвестициях, налогах и идеях в нашем telegram сайте: @bizlan4
Больше интересных статей здесь: Бизнес.
Источник статьи: Почему работники ненавидят своих начальников.