«А сделай мне Бизнес план? Ты же моделист, а значит бизнес план сделаешь. Чего там делать, раз-два и все. За 10 рублей сделаешь?»
Пойдем по порядку. Да, нет большой сложности подготовить Бизнес план и организовать работу команды. Его содержание зависит от ответов на ряд вопросов. Иногда это простая табличка PL и CF, а иногда это документ на 300+ печатных страниц, презентацией, несколькими таблицами и множеством документов с печатями. Сами понимаете и цена разная.
Ниже я приведу примеры из жизни, они немного расходятся с тем, что Вы могли читать в книжках и в интернете, но это реальный сектор и реальный опыт!
И так, стандартные вопросы:
1 – Для кого делаем бизнес план?
На этот вопрос несколько вариантов ответа.
- для собственника бизнеса.
Это самый простой вариант. Обсуждаем его наполнение и делаем, все четко и понятно. И зачастую очень просто. Так как информация предоставляется не всегда оперативно и есть четкое понимание того, что хотят на выходе;
- для партнеров.
Вот тут уже нюансы, т.к. зависит от отношений партнеров. Мы люди и часто входям в партнерские отношения для создания своего бизнеса. Например Вы занимаетесь операционкой, Вы ГД, делаете развиваете сами и есть партнер, он мало что делает, но дает денег. И для таких партнеров и делаются бизнес планы. Здесь уже информация предоставляется более оперативно, есть факт (в первом случае, он не всегда есть), есть план, какое-то наполнение оргструктурой, движением документов и т.д. Для такого заказчика важно, выглядеть молодцом перед партнером, для получения доп инвестиций и не требования их обратно (сейчас).
Здесь обычно раздувается OPEX/COGS (мол, деньги сейчас забирать нельзя) ставится фактическая и ультра-пессимистичный прогноз выручки, которого хватает ровно для решения задач CAPEX’а. Здесь больше работа художника моделиста по обоснованию такого OPEX/COGS и такой выручки.
- для Банка.
Часто для привлечения кредитных средств (под оборотку и развитие делается Бизнес план. Такой план обычно делается на уже существующий субъект МСБ и очень редко для стартапа. В этот бизнес план обычно входит Дебиторка, кредиторка, перечень фактических контрактов, перечень потенциальных контрактов, PL и CF.
Но бывают исключения. Например, ко мне обращался некто Иванов, ему нужен был бизнес план для банка. На вопрос: Для кого конкретно? Был ответ «Для председателя правления». Это идеальный вариант, т.к. люди такого уровня оперируют простым CF или PL на 15-20 строк распечатанном для листочке А4 (максимум на 2-х).
Обратите внимание: Как разработать и использовать бизнес-план.
Модель обычно делается максимум 3 дня (суток), оплата сразу кэшем. Результат решения зависит не от цифр, а от того как Иванов проведет переговоры.- для инвестора.
Оптимальный вариант, очень похожая ситуация с бизнес планом для партнера с деньгами. Только с одной оговоркой. Если это знакомый парень, то подойдет просто идея и PL. А если это инвестиционный институт, тут нужно будет полное наполнение бизнес плана, с маркетинговыми исследованиям (со штампами Big4), сертификаций и документы для прототипа (услуги) и прочим.
2 – Для чего делаем бизнес план?
- для внутреннего пользования
Для понимания путей достижения целей, задач. Отвечаем на вопрос: Как нам добиться результата? В этом случае, мало воды. Только факты приближенные к реальности. Стандартных 3 варианта развития событий, мало слов.
- для внешнего пользования.
Для сохранения и привлечения денежных средств. Отвечаем на вопрос: Как привлечь максимум денег? А это значит, чем больше тем лучше. Основная задача сделать «радугу», поверить в неё и иметь ответы на все возражений/вопросы инвестора. Это относится и для M&A сделок.
3 - Что есть сейчас?
- Стартап,
Самый неблагодарный вариант. Обычно у таких ребят, кроме идеи ничего нет. А это значит надо нарисовать прогнозные потоки, структуру, модель развития. Если у ребят есть деньги, то они привлекут профи, которые смогут сделать нужные исследования, обосновать все цифры и финмодели.
- Действующий бизнес.
Самый благодарный вариант. Уже что-то есть, есть обороты. Делать бизнес план проще.
4 – «Печати» нужны?
- Да
Тогда заказываем маркетинговые исследования у крупных консалтинговых компаний, главное наличие печатей. Потом при разработке финмоделей, они смогут сделать аудиторские заключения по бизнесу, дать отчет оценщиков. При необходимости сделать полный DD (due diligence), дать заключение. И все это, каждая бумажка с печатью. Просто сказка, при понимании «Зачем?», готовности «обнажить» бизнес (снять вуаль), и наличии денег (это очень не дешевое удовольствие).
- Нет
Самый бюджетный вариант. Ни одной печати! Только документ на выходе отвечающий основным задачам от клиента.
И какой бы вариант Вы не выбрали, у меня есть возможность в закрытии задачи полностью. Так как я сотрудничаю с ведущими консалтинговыми холдингами (Big4 и другими) обладаю опытом ведения подобных проектов.
Пишите….
Больше интересных статей здесь: Бизнес.
Источник статьи: А сделай мне Бизнес план?.