Для вывода бизнеса на иностранные рынки понимание культурных особенностей и принятых бизнес-практик может стать залогом успеха, но и причиной быстрого провала. Чтобы второе случалось реже, я решила поделиться с вами своими некоторыми наблюдениями о жизни в Германии.
За последний месяц я помогала (и надеюсь помогла 😊 ) двум русским компаниям, выходящим на немецкий рынок. Они и вдохновили меня на эту публикацию. С каждой из них мы обсуждали их персональные планы географического расширения, но было и кое-что общее. Печатаю тут пару зарисовок, которые могут быть полезными и тем, кто ищет новые бизнес возможности в Германии, и тем, кто просто интересуется жизнью за рубежом.
Я с опаской отношусь к разного рода обобщениями типа «в Германии люди живут так….», поэтому рассказываю вам немного о себе, чтобы был понятен контекст моих высказываний. Все дальнейшее, прошу принимать как мое личное субъективное мнение.
В Германии я живу с 2015 года. Переехала сюда с семьей по приглашению иностранной компании, в которой я продолжаю работать и по сегодняшний день. Компания занимается ИТ технологиями, а я в ней занимаюсь управлением опытом клиентов и стратегией развития сервисных предложений. А кроме того, консультирую некоторые внутренние и внешние start-ups. Я живу на юге Германии, в федеральной земле, под названием Baden - Württemberg , городе с численностью около 500 тыс. человек.
Итак, моя первая заметка будет посвящена охране личных данных.
Регулирование и контроль за использованием персональных данных -это такой серьезный камень преткновения в развитии страны. Очень популярная тема и множество полярных взглядов. Об этом ведутся много публичных дебатов, созданы промышленные комитеты (н-р, GAIA- X), которые обсуждают технологические и культурологические особенности перехода страны в цифровую экономику. И даже известная многим концепция цифрового развития промышленности Industry 4.0 в своей текущей версии Industry 5.0 перенесла фокус на защиту человека в эпоху роботизации.
Суть дебатов сводится к тому, как, используя информационные и технологические возможности (в том числе Big Data ), сохранять в безопасности личное пространство граждан. Тут это называют «свой» путь к цифровизации, с удержанием пристального фокуса на потребностях человека и его информационной безопасности. Простых ответов на эти вопросы нет. Очевидно, что азиатский, впрочем, как и американский, путь цифровизации, немцев сильно пугает. На государственном и общественном уровне обсуждается важность демократических и гуманистических ценностей при поиске этого самого «своего» пути.
Обратите внимание: О модерации, или как хорошо начать и закончить?.
На обывательском же уровне все это может проявляться в высокой «консервативности» населения ко всему "дигитальному", в некотором смысле даже «фобиях».Вот вам пример. Банковскую карту к оплате принимают не везде, если принимают, то только дебетовый тип (EC-card). Пандемия, конечно, простимулировала рост безналичных способов оплаты, включая бесконтактные платежи, но в целом, уровень их «популярности» вас может сильно удивить. Отправляясь в булочную, к парикмахеру или в химчистку, я знаю, что мне сначала нужно зайти в банкомат. Банкоматы, к слову сказать, тут встречаются в три раза реже, чем аптеки.
Или вот еще одна личная история. В год, когда мы переехали, мой старший сын пошел в первый класс. Знаменательное событие для всей семьи. Мы, как водится по русской традиции, пришли с цветами к открытию. Ну кроме того, что с цветами мы были единственные, такой высокий праздничный настрой был тоже только у нас. Я стала фотографировать сына и сразу поняла, что родители вокруг недовольны.
Вскоре стало ясно, что любое фотографирование в школе должно происходить с письменного согласия родителей. За время учебы в школе я подписала уже тонны таких разрешений, для каждого отдельного события, похода в музей, дня рождения, визита в театр. В некоторых случаях доходит до абсурда. Конечно, за время проживания здесь у нас уже появились немецкие друзья, чьих детей я фотографирую без письменного согласия, но я всегда держу в голове наш первый школьный день. К тому же, тут в школах не приняты цифровые дневники, а получить талон для постоянной парковки у дома через интернет стало возможным только в условиях пандемии.
Ситуация, конечно, будет отличаться в В2В или B2C сегментe, в промышленности и потребительских сервисах. Все эти личные истории я рассказываю, главным образом, для иллюстрации, чтобы вы могли понять контекст, и что для Германии может значит цифровая экономика.
Когда вы будете планировать расширение своего бизнеса на этот рынок, проводить customer development или любой другой этап, связанный со сбором персональных данных, помните, как трепетно тут относятся к личным данным. Отнеситесь и вы к этому с пониманием дела и должным пиететом. Кстати, на несанкционированое использование персональных данных - наказания серьезные - денежные и уголовные. И рассмотрение таких кейсов в суде чаще, чем карманные кражи.
И ждите новых заметок в этой рубрике.
Больше интересных статей здесь: Бизнес.
Источник статьи: Что русскому хорошо, немцу смерть.