Как я чуть не стал жертвой телефонных мошенников, притворявшихся сотрудниками банка

Иллюстрация к статье о мошенничестве

В последнее время телефон просто разрывается от звонков с неизвестных номеров. И ладно бы я его где-то указывал, но нет. Обычно звонят не долго всего пару минут, но за день пропущенных звонков накапливается с десяток.

Почти роковая ошибка

Сейчас я, конечно, не отвечаю на неизвестные номера, но до сих пор помню тот случай, когда был на волоске от того, чтобы попасться на уловки аферистов.

Звонок «из банка»

Где-то около года назад, посреди недели, мне позвонили с незнакомого номера. Я даже не обратил внимания, что это за номер, просто взял трубку. На другом конце провода мужчина представился сотрудником Сбербанка, назвав какой-то отдел безопасности клиентов (как именно, я, кстати, не запомнил). Он четко произнес мои фамилию, имя и отчество, как это обычно делают сотрудники банков, и сообщил тревожную новость: с моей карты якобы пытаются снять около пяти с половиной тысяч рублей в Кемеровской области.

Я, естественно, удивился. Заявил, что в тех краях никогда не был и ни о каком снятии не знаю. Мошенник продолжил развивать легенду: «Мы проверяем информацию, поскольку вы из другого региона, эта операция показалась нам подозрительной. Можете назвать номер договора или ваших карт?»

Первые сомнения

Именно в этот момент у меня впервые закралось подозрение, что что-то не так. Я прислушался. Фоном был слышен какой-то непонятный шум, будто в их «офисе» одновременно разговаривает много людей. Это показалось странным: обычно, когда звонит настоящий оператор банка, линия чистая, посторонних звуков нет. «Ладно, — подумал я, — может, это какой-то специальный отдел, у них так принято». И продолжил расспрашивать, зачем же ему номера моих карт.

Давление и спешка

Тогда злоумышленник перешел к откровенному давлению. Он заявил, что для предотвращения списания денег нужно действовать максимально быстро: «Назовите номер любой из ваших карт и сообщите код, который пришел вам в SMS». Сообщение на телефон действительно пришло, и выглядело оно очень похоже на стандартные уведомления от банка. Я уже потянулся за кошельком, а настойчивый голос в трубке все торопил: «Скорее, а то мошенники успеют снять деньги! Вы хотите, чтобы у вас деньги украли?»

Спасла догадка и звонок в банк

Меня осенило. Я положил трубку, сбросив вызов, и немедленно перезвонил на официальную горячую линию своего банка. Оператор, выслушав меня, заверил, что никаких проблем с моими картами нет, а затем сам спросил: «Вам случайно не звонили мошенники?» Я все рассказал. И тогда сотрудник банка прояснил ключевой момент, который должен знать каждый: при подозрительной операции карта блокируется банком автоматически. Никакие «сотрудники отдела безопасности» по телефону не звонят и не просят данные карт или коды из SMS. Все дальнейшие действия по разблокировке или проверке происходят только в отделении банка.

Развязка

Едва я закончил разговор с оператором, как снова зазвонил тот самый подозрительный номер. Я ответил. Тот же голос снова начал торопить: «Назовите номер карты и код, деньги вот-вот спишут!» Тут я не выдержал и взорвался: «Я запишу этот номер и передам в полицию, тебя посадят далеко и надолго!» И что удивительно — звонок тут же оборвался. Больше «сотрудники отдела безопасности» в тот вечер не беспокоили.

Выводы

Уже потом, анализируя ситуацию, я поймал себя на мысли, что действовал почти как загипнотизированный. Со стороны все кажется очевидным, но в момент стресса, под давлением и в спешке, легко совершить ошибку. Этот случай стал для меня серьезным уроком.

Будьте бдительны, друзья! Никогда и никому не сообщайте данные своих банковских карт, пароли и коды из SMS. При любых подозрениях сразу кладите трубку и перезванивайте в банк по официальному номеру с сайта или с обратной стороны карты. И по возможности старайтесь не отвечать на звонки с незнакомых номеров.