Как детское представление о себе влияет на успехи в музыке: исследование Гэри Макферсона

В конце 90-х годов прошлого века профессор Гэри Макферсон задался фундаментальным вопросом, волновавшим многие поколения педагогов и родителей: почему при равных условиях одни дети достигают выдающихся результатов в музыкальном образовании, а другие быстро теряют интерес и отстают?

Макферсон выбрал нестандартную методологию для своего исследования. Он отобрал 157 детей случайным образом и начал тщательное наблюдение за их развитием. В процесс входили биометрические измерения, видеозаписи занятий и детальные интервью. Исследование планировалось как долгосрочное — от первых шагов в музыке до момента, когда каждый ребёнок определится с инструментом и направлением.

Перед началом обучения всем участникам задали ключевой вопрос, который впоследствии оказался пророческим для понимания их мотивации:

«Как долго, по-твоему, ты будешь играть на выбранном тобой инструменте?».

Изначально дети отвечали неуверенно, но после уточняющих вопросов формулировали свои ожидания. Это показало, что даже на старте у них уже складывались определённые внутренние установки относительно своего музыкального будущего.

Позже их попросили конкретизировать сроки, выбрав один из вариантов: год, весь период начальной школы, до окончания средней школы или всю жизнь. На основе ответов были сформированы три группы:

  • Краткосрочная перспектива — обязательство до конца начальной школы
  • Среднесрочная перспектива — обязательство до окончания средней школы
  • Долгосрочная перспектива — обязательство на всю жизнь

Затем Макферсон зафиксировал еженедельное время практики каждого ребёнка, разделив их на категории: минимальная нагрузка (около 20 минут), средняя (45 минут) и высокая (90 минут в неделю).

Сопоставив эти данные с результатами тестов на музыкальные навыки, исследователь получил наглядную картину, которая отразилась на следующем графике:

Анализ графика показал удивительную закономерность: при одинаковом количестве часов практики группа с долгосрочными планами обогнала группу с краткосрочными целями на 400%.

Обратите внимание: Почему мечты не исполняются?.

Более того, дети из «долгосрочной» группы, занимавшиеся всего 20 минут в неделю, прогрессировали быстрее, чем их сверстники с краткосрочными установками, уделявшие практике по полтора часа.

Таким образом, максимальный рост навыков наблюдался там, где долгосрочное видение сочеталось с регулярными занятиями.

Что стоит за долгосрочными обязательствами?

В чём же секрет такой эффективности? Является ли это следствием высокого интеллекта, врождённого музыкального слуха, математических способностей или чувства ритма? Или же дело в социально-экономическом статусе семьи?

Как выяснилось, ни один из этих факторов не был определяющим. Ключевым элементом оказалась небольшая, но мощная внутренняя установка, сформировавшаяся у детей ещё до первого урока.

Мы часто рассматриваем нового ученика как «чистый лист», но убеждения и самоощущение, которые ребёнок приносит с собой, могут оказаться важнее любых педагогических методик и даже объёма практики.

Ограничения традиционной постановки целей

В популярной литературе по саморазвитию часто говорится о важности чёткой постановки целей, их записывания и регулярного повторения.

Однако одного этого недостаточно.

Если человек не верит в то, что он — тот, кто способен достичь поставленных целей, никакие техники планирования или аффирмации не заставят его действовать последовательно и настойчиво.

Для достижения долгосрочных результатов необходимо формирование идентичности — внутреннего образа себя, который естественным образом направляет поведение в нужное русло.

Именно это произошло с детьми из группы долгосрочных обязательств. Они верили, что будут играть на своём инструменте всю жизнь (независимо от того, насколько реалистичным было это убеждение).

Они не просто «учились музыке» — они с самого начала воспринимали себя как музыкантов. Эта внутренняя идентичность стала главным двигателем их прогресса.

Больше интересных статей здесь: Успех.

Источник статьи: В 1997 году профессор Гэри Макферсон решил исследовать загадку, которая веками мучила родителей и учителей музыки: почему одни дети успевают на уроках музыки, а другие нет.