Одна и та же информация, представленная по-разному, может привести к разным выводам

Одна и та же информация, представленная разными способами, может привести к разным выводам. Это называется эффектом обрамления. В этой статье я расскажу о его последствиях и о том, как его преодолеть.

Эффект обрамления - это когнитивное искажение, при котором мозг принимает решения о доступной информации в зависимости от того, как она представлена. Другими словами, одна и та же информация, представленная по-разному, может привести к разным выводам.

Хороший способ объяснить эффект фрейминга - рассказать об исследовании, проведенном психологами Дэниелом Канеманом и Амосом Тверски из Стэнфордского университета.

В своем исследовании ученые спросили участников, какое решение они бы выбрали для спасения большинства из 600 человек, пострадавших от гипотетической болезни.

Они предложили им следующие варианты:

  • Вариант А: Спасти 200 жизней.
  • Вариант B: Альтернативное решение с 33% вероятностью спасения всех 600 жизней и 66% вероятностью не спасти никого.

Учитывая эти варианты, 72% участников выбрали вариант А, поскольку последний показался им слишком рискованным.

Затем психологи представили ту же информацию, но сформулировали ее по-другому:

  • Вариант A: 400 человек умрут
  • Вариант B: Вероятность того, что никто не умрет, составляет 33%, а вероятность того, что умрут все, - 66%.

Исходя из этой формулировки, 78% участников выбрали вариант В. Анализируя обе фразы, мы видим, что изменился только язык, но смысл остался прежним. Поэтому исследователи повлияли на участников, чтобы они выбрали другой вариант.

Причины эффекта кадрирования

Когнитивные предубеждения - это эволюционные стратегии, которые мозг использует для ускорения поступления информации и последующей ее обработки с помощью эвристических правил (способов поиска решений проблем).

Хотя вы не всегда оказываетесь правы, быстрое принятие решений повышает эффективность обработки данных.

В любом случае, невозможно дать правильный ответ на тысячи решений, которые вам приходится принимать каждый день.

Как эффект кадрирования влияет на ваши решения?

  • Соответствие. Он предполагает сравнение положительных характеристик с отрицательными. Например, если бы вам пришлось выбирать между этими двумя вариантами, какой бы вы выбрали? Марка молока, которое на 99 процентов обезжирено, или молоко, содержащее всего один процент жира?
  • Основа рискованного выбора. Этот метод делает акцент на прибыли, а не на убытках, что делает ваш продукт или инвестиции более привлекательными. Другими словами, акцент смещается на то, что вы можете получить, а не на то, что вы можете потерять.

    Обратите внимание: ЛУЧШИЙ СОВЕТ, КОТОРЫЙ МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬ ВАШУ ЖИЗНЬ.

    Например, "60% прибыли" звучит лучше, чем "40% убытков".
  • Система постановки целей. Этот метод использует смещение, направленное на избежание потерь, для получения желаемого ответа. Самый классический пример: "Не пропустите это предложение, оно больше никогда не повторится".

Когда варианты представлены с точки зрения того, что вы можете потерять, если не купите или не инвестируете, вас легче убедить принять необдуманное решение.

Как этого избежать?

Вот несколько советов, которые помогут вам принимать более взвешенные решения и не попасть в рекламные ловушки.

✔️ Перефразируйте проблему

Чтобы преодолеть эффект фрейминга, иногда достаточно перефразировать высказывание. Это означает рассматривать его с двух точек зрения, принимая во внимание негативные и позитивные аспекты. Это позволит вам принять более рациональное решение.

✔️ Соблюдайте психологическую дистанцию

Если вы станете сторонним наблюдателем, это поможет вам занять более отстраненную позицию. Отбросив эмоции, вы сможете лучше оценить ситуацию с более рациональной точки зрения.

✔️ Активизируйте своё мышление

Эффект кадрирования в значительной степени объясняется умственной ленью. Чаще всего вы не хотите уставать и тратить время и силы на анализ всех факторов, поэтому предпочитаете принимать быстрые решения.

Как я уже упоминал ранее, эффект от кадрирования не всегда отрицательный. В некоторых случаях это может сделать вас более эффективным и помочь вам добиться лучших результатов с меньшими усилиями. Однако это не всегда так. Когда вам нужно принять важное решение, необходимо отключить автоматическое мышление и перепроверить имеющуюся информацию. Это означает задавать себе вопросы, искать дополнительную информацию и тратить больше времени на обдумывание ответа.

Больше интересных статей здесь: Успех.

Источник статьи: Одна и та же информация, представленная по-разному, может привести к разным выводам.