Перед нашим отъездом в Португалию, я задумалась: какая сфера там наиболее развитая и перспективная? Почитав экономические журналы и сопоставив цифры и обороты туристической отрасли, я логично рассудила – туризм, конечно же!
И вот ты живешь в мекке туристического паломничества, выкладываешь в соцсетях красивые фотографии твоей новой эмигрантской повседневной действительности. Плюс читаешь “истории успеха” других, более ранних мигрантов, в которых (историях) через одну человек хвастается, что он начал показывать город сначала родственникам и друзьям, а потом к нему повалили туристы неисчерпаемой рекой и тут таки мигрант нашел свое призвание – стал гидом в новой для него стране.
Звучит завораживающе и я клюнула на эти сказки. Конечно, кто захочет работать на дядю, вставать каждый день ни свет ни заря, тащиться на рутинную работу, чувствовать себя там неудачником (новая страна, новые правила, новый язык – ты тут пока что никто). И вот я окунулась в этот дивный мир русскоязычных гидов. Что же я увидела?
Гидом пытается стать каждый
Скучающие женщины-домохозяйки, которые вышли замуж “в за границу”. Рабочие мигранты, которые устали работать на стройках и уборках домов. Шиложопые блогеры, которые в качестве своего главного достижения указывают количество стран, где хоть раз ступала их нога. В лучшем случае – бывшие маркетологи – почему-то их особенно много среди русскоязычных гидов.
Кто такой гид?
Чаще всего это человек, который зарегистрировался на многочисленных платформах-агрегаторах, сочинил про себя более или менее связанную легенду и обещает показать туристам город “с самых лучших его сторон”. Лишь немногие платформы обещают услуги не гида, а сопровождающего для вашей прогулки – это самое точное и честное определение таким людям.
Война гидов
В мире гидов есть отдельная каста, которая называется “сертифицированный гид”. Между теми, кто потратил время и деньги на обучение нелегкому ремеслу гида и так называемыми самозванцами, которые сами себя нарекли гидами, в любой стране мира между двумя этими лагерями разворачивается нешуточная война.
Стоило мне как-то в посте в Инстаграме написать, что я приглашаю туристов на прогулку со мной, тут же на меня посыпались угрозы и гневные комментарии от гидов, которые обладают заветными сертификатами. Оказалось, что я уже давно под ревностным прицелом старослужащих. Любого новичка здесь рассматривают под микроскопом: откуда приехал, где живет, что из себя представляет, что предлагает туристам и т.д. С одной стороны, вроде как нормально – изучение и мониторинг конкурентов, но с другой – я почувствовала на себе слишком большую и очень нездоровую конкуренцию.
Некоторые гиды не гнушаются никакими приемами. Пропиарить по-черному или вылить ведро помоев на конкурента на своей социальной страничке – в порядке вещей. Знаю одну дамочку, которая так поступает регулярно. Она даже подходит к новичкам прямо во время рабочего процесса, когда те что-то увлеченно рассказывают туристам, и устраивает скандал. Угрожает полицией, так как новичок, по ее мнению, не обладает сертификатом гида и не зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.
В Португалии, чтобы проводить экскурсии и прогулки, совершенно не обязательно обладать сертификатом гида. Сертификат нужен для тех, кто проводит экскурсии на территории музеев и национальных памятников. Конечно, если вы оказываете услуги (проводите экскурсии) и берете за это деньги, хорошо было бы хотя бы зарегистрировать себя в качестве предпринимателя в налоговой инспекции. Однако на практике ни полиции, ни налоговой ваш невеликий доход (стоимость одной прогулки с гидом в Португалии в среднем 50-70 евро) совершенно неинтересен.
Не буду гидом
Поварившись немного в этой туристической каше, я пришла к следующим выводам.
- Низкий порог вхождения в эту отрасль, иллюзия легких денег и минимум ограничений приводят к огромной конкуренции на рынке русскоязычных гидов. Многие из гидов, обладая акульим характером, но низким уровнем образования и общего интеллекта, завоевывают часть рынка. Чтобы конкурировать с ними, нужно играть по их правилам и переть как танк.
- Старослужащие гиды, которые в теме уже несколько лет, которые наработали определенную репутацию и известность, в сезон зарабатывают около 3000 евро в месяц. Минус налоги, минус расходы на сайт/рекламу/продвижение, а затем разделить высоко сезонные доходы на времена простоев, то получается совершенно заурядная сумма среднемесячного дохода, без гарантий, без больничных, без подмен – всё завязано на тебе.
- Если сделать профессию гида своей основной деятельностью, получить сертификат, сотрудничать с крупными агентствами и брать сопровождение групп, то очень быстро можно получить профессиональное выгорание и возненавидеть людей-туристов. Вы не представляете, сколько гадостей гиды рассказывают о “глупых туристах”, сколько ненависти и раздражения зачастую в их рассказах!
- Частично я могу оправдать пренебрежительное отношение гидов к туристам, вернее, понимаю, откуда корни такого явления – люди среди клиентов попадаются разные. Хотелось бы, конечно, чтобы приезжали сплошь образованные и воспитанные, интеллектуально подкованные и тактичные граждане, но… к сожалению, случается многое и не всегда приятное. Гид должен обладать очень устойчивой психикой, чтобы ровно работать со всеми категориями туристов и при этом сохранять любовь и уважение к человечеству.
- Я так и не смогла сказать о себе гордо: “Я – гид!”. Нет, я нашла другую нишу и решила заняться тем, что мне действительно интересно: культура, этнография и гастрономия Португалии. Т.е. я – культуролог бытописатель и гастрономический обозреватель. Вот об этом могу говорить часами и писать полотна текста. Чем, собственно, сейчас и занимаюсь.
#личный опыт #работа за границей #история успеха #выбор профессии