Кто научит детей Финансовой грамотности

– Ты слышал, что в школах хотят ввести уроки «Финансовой грамотности»? – мама вошла в комнату, вытирая руки фартуком.

– Угу... – пробухтел папа, зависая в телефоне – Видел эту новость в Яндексе. Не полетит эта идея.

– Почему не полетит? – мама присела в кресло – Ты же учишь сына, ему вроде нравится.

– Потому не полетит, что некому учить – папа отложил телефон – Кроме того, дети терпеть не могут уроки. Согласись: во-первых, они отвлекают от их детских дел, например, мультиков. Во-вторых, дети не видят, чем это полезно именно им. В-третьих, дети хорошо воспринимают только личный пример. Вот смотри...

Папа встал, поманил маму, и они зашли в мою комнату.

– Мироша, – папа явно желал моего внимания – Сынок, почему тебе интересно то, что я рассказываю тебе про финансы и деньги?

– Потому что я хочу стать богатым – выдал я, застигнутый врасплох неожиданным вопросом.

Хотя это для меня был не сложный ответ, ведь то, почему и для чего я хочу быть богатым, мы с папой определили давно.

– Опять вы про своё «богатство» – мама скептически поджала губы – Ну зачем детей заряжать только мыслями о деньгах? Что из них вырастет? У детей должно быть детство. А деньги это наша забота, родительская...

– И так думает 90 % населения – папа начал придумывать цифры, значит, беседа может обернуться спором, подумал я.

– Дело не в богатстве, как некой непонятной цели – папа набирал обороты – А в том, что деньги это ключевая штука в нашем мире. И Финансовая грамотность – это просто умение обращаться с деньгами.

Я знал всё, что дальше скажет папа. Мы обсуждали это уже не раз. И я был полностью с ним согласен. Поэтому я решил блеснуть, и показать взрослым, что могу рассуждать на равных.

– Мамочка, папа прав. Многие думают, что «Финансовая грамотность» это про сложные формулы, акции, банки и подобное. Но всё это только инструменты. Только часть грамотности. Как буквы алфавита. Ты можешь знать пару букв или весь алфавит, но разве ты сможешь читать и писать грамотно? Конечно, нет.

– Да пожалуйста – не сдавалась мама – Осваивай свою эту грамотность когда подрастёшь.

– Но тогда уже будет поздно! – я уже был готов к её комментарию – Всё, что мы узнаём в детстве, всё, что нас окружает, всё, что мы видим в семье – всё это закладывает в нас программу на всю жизнь, согласна?

– Ну... может быть – я видел, что мама задумалась.

– А помнишь, вчера приходил дядя Игорь – решил я добить маму примером – Вы сидели на кухне ночью и я слышал, как он жаловался, что его уволили, и теперь нечем платить по кредитам за машину, «Айфон». Папа тогда спросил его про «Подушку безопасности», но дядя Игорь только отмахнулся, сказав, что никогда не откладывал деньги, и предпочитает «жить здесь и сейчас».

– Вот если бы дяде Игорю ещё в детстве объяснили, что так жить опасно – я многозначительно ткнул пальцем в потолок – То у него бы не было таких проблем сейчас.

Мама с папой переглянулись. Папа был явно доволен. А мама, я почувствовал, хотела перевести тему, предъявив мне за подслушивание ночных взрослых разговоров. Поэтому я поспешил продолжить...

– Нас учат музыке, рисованию, природоведению... Это всё конечно здорово и нужно. Но скажи честно: тебе часто нужны эти навыки в жизни?

Интересное: Финансовые ошибки детей.

И чем каждый день сталкивается человек – с рисованием, например, или с деньгами?

Мама вздохнула. Окрылённый произведённым эффектом я продолжал проповедь:

– Всё вокруг завязано на деньгах. Если мы хотим поесть – нужно купить еду. Хотим игрушку – плати. Парк, кино, картинг – везде деньги. Даже на наши чувства, любовь, дружбу, уверенность в себе, очень часто влияет – всё ли в порядке с деньгами, или с ними проблемы. Согласись, мамочка, взрослые могут грустить и срываться на детей просто потому, что их настроение испорчено какими-то денежными проблемами.

Мама опять вздохнула – Мироша, конечно это всё так. Просто я не хочу, чтобы ты думал, что деньги это единственное и главное, что есть в жизни.

– Ну конечно нет, мамочка – я подошёл и обнял её – Деньги это лишь инструмент. С его помощью можно сделать очень много хорошего. Можно помогать больным детям, можно разрабатывать новые лекарства, можно помогать дедушкам и бабушкам...

– Главное, чтобы ты был счастливым – прошептала мама своё привычное, но очень тёплое заклинание.

– Конечно буду, мамулечка – я чмокнул её в щёку – И я точно знаю, что счастье не в деньгах, но с деньгами быть счастливым гораздо проще.

Папа засмеялся. Он явно кайфовал от моей речи. Украдкой он показал мне «лайк», и решил взять слово:

– Таким образом – начал папа с любимой фразы, которая как бы говорила, что приведены все неоспоримые аргументы – Деньги это важнейший ресурс нашего мира. И умение управлять этим ресурсом, и есть Финансовая грамотность. И, честно говоря, плохо, что такой грамотности не учат в школе с 1 класса, как математике или русскому языку.

– Так почему же ты говоришь, что «не полетит» – мама встрепенулась, вспомнив, с чего начался разговор.

– А потому, что дети не будут слушать того, в ком они не видят примера. Примера, который подтверждает сказанное на деле. Ну вот работал бы тот же дядя Игорь учителем, и рассказывал о Финансовой грамотности, а сам бы также как и сейчас был по уши в кредитах на побрякушки, без капитала, с небольшой зарплатой учителя. Станут слушать дети от такого про финансовую грамотность?

Видимо маме было немного обидно за дядю Игоря, поэтому она попыталась возразить:

– У нас так 90 % населения так живут. Твоя любимая фраза, кстати.

– Верно, живут. Но хорошо ли это? А может дело как раз в том, что никто им в детстве не рассказал о Финансовой грамотности – в папиных глазах пылал азартный огонёк – И проблема в том, что школьные учителя в большинстве своём в числе этих 90 %. Они вкладывают знания в головы наших детей. Но только те знания, которые вложили в их головы.

– Ну и кому же тогда учить детей этой «Денежной грамотности»? – мама притянула меня к себе, обняла сзади, и положила подбородок мне на плечо.

– В том то и дело, что либо родителям, либо тем, кто уже применяет эти навыки с положительным результатом – папа сделал акцент на последней фразе.

Мама опять вздохнула, и сказала – Так ведь не каждый взрослый сможет объяснить понятно ребёнку все тонкости. Столько сложных понятий в финансах. Ты же сам не сразу научился объяснять Мирону всё это простым языком.

– Да, согласен – папа кивнул – Поэтому это не такой простой вопрос, как кажется.

И вдруг меня осенило. Я буквально подпрыгнул от своей идеи: – Дети. Объяснять могут дети!

Папа с мамой на секунду зависли.

– Шикарно! – первым опомнился папа – Это реально крутая идея! Да хоть Мирон, например, может рассказывать то, что знает и применяет сам!

– Практика и личный пример – деловито заключил я, сам загоревшись своей идеей.

– Практика и личный пример – повторил папа, засмеялся и потрепал меня по макушке.

– А скажи как мне, мой «практик и пример», ты все уроки сделал на завтра? – мама была мастером испортить момент – Тащи как дневничок, старичок...

Интересное еще здесь: Финансы.

Кто научит детей Финансовой грамотности.

\