Аджайл для семейного бюджета: 6 шагов

Сегодня у нас интересная тема — мы расскажем, как применять аджайл для семейного бюджета: какие 6 шагов нужно сделать, чтобы внедрить наглядное управление своими финансами.

Что такое аджайл

Само понятие аджайл (agile) изначально относилось только к ИТ-разработке. А потом его принципы стали применять во всех сферах. Самыми простыми словами аджайл — это гибкое управление проектами с высокой степенью неопределенности и рисков. Это не только гибкий подход к организации работы, но и система установок (майндсет). Аджайл заточен на командную работу, плотное взаимодействие и личную ответственность.

Agile — это не одна система, а обобщающий термин для целого ряда подходов и практик. Сегодня мы рассмотрим канбан — это способ управления задачами c использованием наглядной визуализации. Этот метод подходит для любых задач, в том числе и для управления семейным бюджетом.

Канбан-система состоит из шести шагов:

1. Визуализация финансов (Visualize).

2. Определение категорий бюджета (Limit work-in-progress).

3. Начало управления денежным потоком (Manage flow).

4. Установка прозрачных договорённостей (Make policies explicit).

5. Обсуждение успехов и неудач (Implement feedback loops).

6. Улучшение системы на основе экспериментов (Improve collaboratively, evolve experimentally).

Разберёмся с каждым шагом по порядку. Для внедрения системы вам понадобятся пустой кусок стены, стикеры и около получаса свободного времени.

Шаг первый. Визуализируем.

Пусть каждый член семьи просчитает свои расходы за прошедший месяц и запишет на отдельных стикерах траты и суммы расходов. Например:

Продукты домой — 4500 рублей,

Обеды в кафе — 2500 рублей,

Автомобиль — 6000 рублей,

Общественный транспорт — 1500 рублей.

Аренда — 20000 рублей

Куртка — 4000 рублей

Подарок на день рождения друга — 2000 рублей

Поход к врачу — 2500 рублей

Распределите стикеры на свободной стене или специальной доске, сгруппировав их по категориям.

Шаг второй. Формируем категории бюджета

Изучив стикеры, выявите с супругом категории расходов, на которые вы регулярно тратите деньги. Это могут быть «питание», «здоровье», «транспорт», «дом», «развлечения», «одежда» и т.д. Выделите категории, которые признаются важными всеми членами семьи.

Шаг третий.

Обратите внимание: Что я выбрал для учета бюджета - Excel, приложение или блокнот?.

Начинаем управлять денежным потоком

Сначала нужно присвоить каждой категории свою метку или цвет стикера. Это поможет видеть картину движения денег целиком.

Теперь можно приступить к лимитам трат. Здесь возможны два варианта: установить ограничение на каждую категорию или ограничить бюджет на месяц целиком. Новичкам будет проще для начала ограничить общий бюджет. И уже позднее разобраться, финансирование каких конкретных категорий нужно урезать.

Шаг четвертый. Делаем все договорённости прозрачными

Договорённости — это обязательная часть канбан-системы. Чем прозрачнее правила, тем эффективнее работает вся система. К примеру, вы можете договориться внутри семьи, что расходы в категории «развлечения» не должны превышать 10% от общего бюджета. Или установить правило откладывать 15% от любого дохода на накопительный счет.

Правила, о которых вы договорились в семье, нужно разместить на видном месте, чтобы они постоянно попадались на глаза. Можно повесить их рядом с канбан-доской.

Шаг пятый. Обсуждаем успехи и провалы

В конце каждого месяца вам нужно обсуждать результаты и обновлять план расходов на следующий месяц — учитывая всё, что вы узнали из опыта предыдущего месяца. Обновлять ключевые лимиты нужно раз в неделю. А вносить траты на канбан-доску — каждый день: просто приклеивайте стикеры с информацией, на что и сколько вы потратили, на стену в конце дня.

Шаг шестой. Меняем то, что не работает

Канбан-система должна быть гибкой и меняться вместе с обстоятельствами. Смело отказывайтесь от тех принципов, которые не работают. Например, вы можете обнаружить, что тратите слишком много в начале месяца, а во второй половине приходится сводить концы с концами. Тогда можно ввести новое правило — брать из общего фонда деньги только на одну неделю. Или вы можете прийти к выводу, что ограничение на развлечения в 10% от бюджета не подходит для вас: вы не укладываетесь в лимит, что провоцирует расстройство и ссоры в семье. Тогда стоит пересмотреть лимит на развлечения и, в целом, перераспределить расходы между категориями.

Как вам система аджайл для семейного бюджета? Хотели бы внедрить ее у себя дома?

О моделях семейного бюджета и частых ошибках можно почитать в нашей статье «Как вести семейный бюджет».

Больше интересных статей здесь: Финансы.

Источник статьи: Аджайл для семейного бюджета: 6 шагов.

\