Хитрая мудрость арабов, или Хотел бы наш президент видеть себя на рублевой купюре

Вот как на духу: я села писать вполне серьёзную статью о том, почему так "неуважительно" портрет прародителя королевской династии Иордании значится на всего лишь одно-динаровой банкноте страны. Казалось бы, номинал такой личности явно масштабом выше, чем один динар. Шарифа-основателя можно было бы и на максимально дорогую деньгу определить.

Один иорданский динар

Но только я взялась раскапывать историю с иорданскими королями и иорданскими деньгами, как пытливый ум непрошено подкинул задачку: а как у нас? Как бы распределили наших генсеков-президентов, реши многомудрая Госдума, что мостов, церквей и Петро-памятников на российских купюрах недостаточно?

В ответ осторожная часть ума задачку задвинула, как нерешаемую, потому что купюр много, а Единственно Достойный у нас всяко один. В самом деле, а кого, кроме?! Ведь ни позади таких, ни впереди не просматривается. Не Михаил Сергеевича же на тысячную? И не Бориса Николаевича на пятисотку. Или наоборот? Кто главнее, кого выше номиналом делать?

Ум трезвый заржал в голос и запретил такие глупости даже думать. И отлично, я вернулась к иорданским королям. Но будто нарочно перед глазами в поиске Яндекса всплыли деньги китайские. И первые строчки: "На китайских купюрах любого достоинства — изображения легендарного генсека Компартии Китая Мао Цзэдуна". Вот же! Грош цена всем моим умам, кроме ехидного, ибо нет у нас Достойного, кроме нынешнего бессменного.

Хотя тревожно... Как сроки обнулили, так и купюры как бы не обнулили потом. Нет, от греха подальше пусть остаются мосты и монастыри. Тем более и рубль у нас какой-то легкомысленный, неустойчивый, болтается туда-сюда. Нельзя, чтобы такие ассоциации с Первым лицом ассоциировались, правда же?

А вот иорданцам легко! Их "рубль" уже лет двадцать стоит незыблемо и бессовестно смеётся над долларом своих кормильцев (тем, что дороже этого доллара почти в полтора раза), и короли здешние чувствуют себя на его боках очень надёжно и уверенно.

Обратите внимание: Не ной. Вековая мудрость, которая гласит: Хватит жаловаться пора становиться богатым.

Пробежимся все-таки по иорданским купюрам, раз уже оставил морок-фантазия о русских?

Иорданское Хашимитское Королевство. Иорданское - понятно. Королевство - тоже, хотя для 21 века звучит вполне экзотически. Почему Хашимитское? Это слово означает принадлежность правителя государства к роду Хашимитов, потомков Пророка Мухаммеда, происходившего из рода Бану Хашим.

Динар, один иорданский динар

Еще раз, простите. Просто для упорядочивания...

Родословие конкретной правящей семьи обычно начитают с Хусейна ибн Али (1853-1931), который был последним из Хашимитов, управлявшими Меккой и Мединой непрерывно с начала 13-го века. Прославился шариф Хусейн ибн Али как инициатор Великого Арабского восстания против Османской империи. Провозгласил себя королем Хиджаза, был поддержан англичанами и получил в этом титуле международное признание. Его целью было объединение всех арабов, он даже сам провозгласил себя "королем арабов". Не помогло, не случилось. Но его сыновья стали королями: один - Ирака, другой - Трансиордании.

Пять иорданских динаров

Пять динаров, Иордания

Абдалла I ибн Хусейн, первый король Иордании (1946—1951) и основатель иорданской династии Хашимитов.

Не спрашивайте, почему один прародитель, а другой основатель)) Это арабский мир со столь тонкими гранями между смыслами, что не с нашим сибирско-московским изяществом их искать)

Именно в его бытность королем Иордания получила Западный берег реки Иордан и Восточный Иерусалим, где он и окончил свое правление: 20 июля 1951 года был застрелен членом палестинской террористической организации на пороге мечети Аль-Акса.

Десять иорданских динаров

Десять динаров, Иордания

Талал ибн Абдалла ибн Хусейн ибн Али, второй король Иордании. Правил недолго, менее года: по причине страдания душевным заболеванием отрекся от престола в пользу своего сына Хусейна.

Двадцать иорданских динаров

Двадцать динаров, Иордания

Хусейн ибн Талал, третий король Иордании (1952 - 1999). Сын короля Талала, отец нынешнего короля Абдаллы II.

Скажу только одно: любимый король Иордании. Ставший королем в 18 лет, умный, харизматичный, умевший принимать решения и отвечать за них, успешные и не очень. Он заслуживает отдельного рассказа, и однажды он будет здесь написан.

Пятьдесят иорданских динаров

Пятьдесят динаров, Иордания

Абдалла II ибн Хусейн аль-Хашими (Абдалла II), четвертый король Иордании, правит с 1999 года.

Король, благодаря которому страну знают в мире, много сделавший для подъема ее экономики, которую, увы, вновь обрушил печально известный 2008 год. Иордания Абдаллы II - это островок стабильности и безопасности в бурном окружении Ближнего Востока, это мир между конфессиями в стране, это достаточно умеренный ислам. В конце концов, это самая красивая королева!))

А теперь вернемся к началу статьи: почему все-таки тот, кому обязано, по сути, своим существованием государство, всего лишь на банкноте в один динар? Так вот сделано это было совершенно сознательно.

Как сохранить историю страны с самого ее начала? Как сделать это там, где хоть и очень сильное образование, но бегают от него еще многие? А вот так. Большие деньги в руках держат те, кто уже состоялся, кто с большой вероятностью и так подкован в истории и не только в истории. А "рубль"? Самая мелкая бумага, с которой в лавку или шаурмачную отправляют детей, которую бедуинские дети порой зарабатывают сами, помогая взрослым торговать. Эта банкнота всегда на виду, всегда в руках, и рано или поздно ребенок спрашивает: "БабА, а кто этот дедушка?" Не знаю, как вам, а по мне, это мудро.

#иордания #деньги мира #короли #история #деньги

Больше интересных статей здесь: Деньги.

Источник статьи: Хитрая мудрость арабов, или Хотел бы наш президент видеть себя на рублевой купюре.

\