Сегодня Рождество, 07.01.2021, тянет немного пофилософствовать на тему фондовых рынков, спекулянтов и их сделок купли продаже. Когда мы делаем прибыль из воздуха - купили дешевле, продали дороже, есть ли в этом грех?
Ответы на вопросы поможет искать здравая логика и труды Фомы Аквинского, в частности, "Том VIII. Сумма теологии. Вопрос 77".
Информации по данному вопросу много, попробую ее переработать с точки зрения призмы спекулянта-трейдера, свои мысли далее буду помечать курсивом.
Законно ли продавать вещь дороже её стоимости?
Возражение 1. Кажется, что продавать вещь дороже её стоимости законно. В самом деле, правосудность осуществляемых в процессе человеческой жизни обменов определяется гражданским правом. Но согласно этому законодательству покупатель и продавец вправе вводить друг друга в заблуждение, что имеет место в тех случаях, когда или продавец продает вещь дороже её стоимости, или покупатель покупает вещь дешевле её стоимости. Следовательно, продавать вещь дороже её стоимости законно.
Когда покупатель и продавец встречаются в торговом стакане, то здесь нет места для заблуждений, тебе предлагают цену ask, ты или по ней покупаешь товар (либо правообладание на товар через опцион), или нет. Всё честно.
Возражение 2. Далее, то, что общепринято, представляется естественным, а не греховным. Но Августин в качестве общепринятого приводит следующее высказывание некоего шутника: «Вы хотите покупать за бесценок и продавать с наценкой», каковые слова согласуются со словами [Писания]: «Дурно, дурно!», говорит покупатель, а когда отойдет – хвалится». Следовательно, продавать вещь дороже её стоимости законно.
Если ты купил какие-либо акции пусть и дорого, но они потом ещё подорожали на 20-30%, то конечно же будешь хвалиться такой покупкой, так как она принесла выгоду, но при этом всегда есть место проторговке, где ты будешь пытаться сбить цену на товар и купить его дешевле. Отсюда вот эти "дурно, дурно!".
Возражение 3. Далее, то, что должно быть честно исполнено в соответствии с действующим взаимным соглашением, не представляется незаконным. Но, как говорит Философ, в дружбе из соображений пользы количество отплаты за полученное благодеяние должно зависеть от той выгоды, которую оно принесло облагодетельствованному, а эта выгода подчас стоит больше, чем стоит предоставленная вещь, например, если получатель испытывал нужду именно в этой вещи либо ради избежания опасности, либо для получения некоторой особой прибыли. Следовательно, в договорах купли-продажи законно отдавать взамен вещь, которая стоит дороже полученной.
Последнее предложение говорит с точки зрения фондовых рынков о сделках РЕПО - ты даёшь возможность попользоваться своими деньгами третьему лицу, за это получаешь залог и ставку дисконта за пользование деньгами.
Этому противоречат следующие слова [Писания] «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, – так поступайте и вы с ними» (Мф, 7, 12). Но никто не хочет покупать вещь дороже её стоимости. Следовательно, никто не должен продавать вещь другому дороже, чем она стоит.
Фома отвечает: прибегать к уловкам ради продажи вещи дороже её стоимости в целом является греховным, поскольку обман ближнего означает причинение ему ущерба. Поэтому Туллий говорит: «В договорах не должно быть никакого обмана: ни продавец не должен навязывать свою цену покупщику, ни покупатель – торгующемуся с ним».
В биржевых стаканах скорее нет никакого обмана между физ.лицами, но есть обман с точки зрения маркет-мейкеров, которые манипулируют ценами, показывай всплеск объема в какой-нибудь бумаге, переливая из одного своего кармана в другой, создавая иллюзорность, чтобы люди клюнули и стали покупать какую-нибудь предбанкротную бумагу, а маркет-мейкер вышел из неё. В этом есть грех и за такими сделками, кстати, следит надзорный орган в лице ЦБ РФ.
Однако если оставить в стороне обман, то о купле-продаже можно говорить двояко. Во-первых, о как таковой, и с этой точки зрения купля-продажа, похоже, существует ради выгоды обеих сторон, одна из которых, как говорит Философ, нуждается в том, чем обладает другая, и наоборот. Но то, что существует ради общей выгоды, не должно быть для одной стороны более обременительным, чем для другой, и потому все заключенные между ними договора должны соблюдать равенство между [обмениваемыми] вещами. Кроме того, мерой ценности используемой людьми вещи является её стоимость, ради чего, как сказано в пятой книге «Этики», и были придуманы деньги. Поэтому если стоимость превышает ценность вещи или, напротив, [ценность] вещи превышает стоимость, то налицо нарушение равенства правосудности и, следовательно, продавать вещь дороже её стоимости или покупать её дешевле её стоимости само по себе является неправосудным и незаконным.
Здесь вопрос кроется в ценности и стоимости, нет чётких критериев, чтобы найти истину. Можно попытаться с точки зрения фундаментального анализа оценить ценность какой-либо акции, но при этом её стоимость будет сильно отличаться. Например, с точки зрения фундаментального анализа акции ФСК ЕЭС должны оцениваться порядка 50 копеек, а на рынке их стоимость составляет 20 копеек. Где справедливость? Её нет.
Обратите внимание: Парень не испугался вируса и зделал состояние во время карантина!!!.
Хочешь покупать за 20 копеек то, что должно стоить 50? Акционеры-инвесторы так и делают.Во-вторых, о купле-продаже можно говорить как об выгодной для одной стороны и невыгодной для другой, как, например, когда один человек испытывает большую нужду в некоторой вещи, в то время как другой человек пострадает, если её лишится. В указанном случае справедливая цена будет зависеть не только от самой вещи, но и от того ущерба, который претерпит продавший её продавец. Поэтому при таких обстоятельствах продажа вещи дороже, чем она стоит сама по себе, законна, хотя [при этом] заплаченная цена не должна быть большей, чем эта продажа обойдется владельцу. Однако если один человек получает большую выгоду от того, что становится обладателем собственности другого, а продавец, лишаясь ее, ничего не теряет, то последний не должен завышать цену, поскольку в этом случае выгода покупателя связана не с продавцом, а с обстоятельствами самого покупателя. В самом деле, никто не вправе продавать то, что не его, хотя он и может увеличивать цену [в качестве компенсации] за причиняемый продажей ущерб.
С другой стороны, если человек видит, что покупка принесет ему большую выгоду, он может по собственной воле доплатить продавцу сверх цены и тем самым продемонстрировать свою честность.
В фондовых рынках в этом плане всё честно, если ты не хочешь продавать акции Газпрома, то физически тебя никто не сможет это заставить сделать. Есть, правда, одно но... Опять же существует некое новостное манипулирование крупными участниками рынков - они могут кинуть утку в СМИ, что у компании дела обстоят плохо, физические лица примут утку за правду, начнут распродавать акции, а крупные участники выкупят акции по дешевой цене.
Опять же, видим, что манипулирование - это обман, значит грех.
Ответ Фомы на возражение 1: человеческий закон дан всем людям, многие из которых далеки от совершенства в добродетели, а не только одним добродетельным. Поэтому человеческий закон не в силах запретить все, что противно добродетели. Вполне достаточно и того, что он запрещает то [из противного добродетели], что могло бы разрушить человеческие отношения, в то время как все остальное он рассматривает как законное и не предполагает за него наказания, хотя при этом его и не одобряет. Таким образом, если продавец продал свои товары дороже их стоимости или покупатель купил их дешевле их стоимости без какого-либо мошенничества со своей стороны, то закон трактует сделку как законную и не предусматривает за это никакого наказания. Исключение составляют те случаи, когда разница [между справедливой и заплаченной ценой] слишком велика, поскольку тогда даже согласно человеческому закону требуется возмещение, как, например, когда человек переплатил справедливую стоимость вещи более чем на половину.
В жизни много примеров, подтверждающих данный тезис. Например, в 2021 году устанавливается в РФ налог на депозиты, которые были размещены по ставке выше, чем КС ЦБ РФ+1%. То есть всегда можно найти некую "справедливую" цену чего-либо, а если ты проводишь операции сильно выше или сильно ниже этой справедливой цены, то у тех же налоговых органов возникают вопросы. Есть даже такое понятие "правило вытянутой руки" и если сделки проходят по ценам, сильно отклоняющимся от фундаментальной цены товара, то там всегда будет дополнительный налог.
С другой стороны, божественный Закон не оставляет безнаказанным ничего из того, что противно добродетели. Поэтому согласно божественному Закону [любое] нарушение равенства правосудности при купле-продаже считается незаконным, и тот, кто получил больше, чем должно, обязан возместить тому, кто понес убыток, если этот убыток является хоть сколько-нибудь значительным. Последний момент добавлен потому, что цена вещи устанавливается не математически, а оценочно, и потому дело представляется так, что незначительное её увеличение или уменьшение не уничтожает равенства правосудности.
Вот здесть интересный момент, этот кто-то, кому возмещают убытки, является налоговой инспекцией. Казалось бы, один участник рыночных отношений продаёт что-то другому участнику, а причем здесь вообще налоговики, которые берут свою мзду? Оставим пока за кадром.
Ответ Фомы на возражение 2. Как [далее] говорит Августин, «этот шутник – то ли на основании собственного опыта, то ли полагаясь на мнение других – думал, что все люди склонны желать покупать за бесценок и продавать с наценкой. Но коль скоро в действительности такое желание является нечестивым, то каждый из нас в силах достичь той правосудности, посредством которой он сможет противиться и превозмогать эту склонность». И затем он приводит в пример человека, который заплатил справедливую цену за книгу тому, кто, будучи невежей, запросил за нее очень мало. Отсюда понятно, что это распространенное желание проистекает не из природы, а из порока, и потому оно общо тем многим, которые следуют широким путем греха.
Ответ Фомы на возражение 3. В том, что касается направительной правосудности, к рассмотрению, как правило, принимается действительное равенство. С другой стороны, в дружбе из соображений пользы мы рассматриваем равенство с точки зрения получаемой выгоды, и потому [размер] воздаяния зависит от приращения этой выгоды, тогда как при купле его размер должен быть равен [ценности] купленной вещи.
---------------------------------
Какой из всего этого можно сделать вывод? На нашей грешной земле законы природы, которые даны нам свыше, давно уже переработаны и реализованы в виде УК РФ и НК РФ, поэтому деяния типа манипулирование ценой или фронтраннинг, который встречается у многих управляющих, является греховным делом. Обычный же трейдинг, где ты купил подешевле, продал подороже, заплатил в конце года налоги, греховным делом не является. Также человеческую душу разрушают страсти, сопутсвтующие данному процессу, поэтому лудоманство это болезнь души и если человек имеет склонность, то лучше ему трейдингом не заниматься вовсе, иначе будет погибель.
Кому такие топики по душе - ставьте лайки и подписывайтесь в раздел.
Всех с Рождеством Христовым!
С уважением, Карлсон.
p.s. кому интересно, свои мысли по рынку кидаю в сайт (t.me/KarLsoH), там же есть и опционный чат.
Больше интересных статей здесь: Деньги.
Источник статьи: О грехах во время спекулятивных сделок..