Правовые механизмы борьбы с контрафактной продукцией
Права интеллектуальной собственности необходимы для предотвращения подделок:
- Товарные знаки являются наиболее распространенными и простыми для защиты
- На объекты авторского права (обычно на дизайнерские работы) сложнее доказать как наличие прав, так и факт их нарушения
- Патентный объект - Внешний вид или конструкция изделия, охраняемого патентом, не является самым простым объектом защиты, имеет наименьшую судебную практику, а размер компенсации также очень мал
Реализацию контрафактной продукции на рынке можно предотвратить путем комплексного использования правовых механизмов и внутренних процедур интернет-платформ.
Алгоритмы подачи жалоб на самих маркетплейсах
Сама торговая площадка утверждает, что борется с контрафактом и предоставляет правообладателям инструменты для подачи жалоб.
Одновременно с подачей запроса через внутреннюю службу стоит также отправить письменный запрос заказным письмом по адресу, по которому запрашивается содействие в предотвращении нарушения.
Wildberries (WB):
· Внутренний сервис - система «Цифровой Арбитраж»;
У продавца есть 10 или более дней, чтобы ответить и предоставить документы, подтверждающие легальность товара;
Если доказательства не будут предоставлены, рынок изымет соответствующие продукты из зоны демонстрации;
Однако на практике продавцы контрабанды часто неохотно изымают продукцию до подачи судебного иска, ссылаясь на недостаточность доказательств наличия контрафактного товара или реферативной документации, предоставленной продавцом.
Ozon:
Внутренние сервисы – выделенные «аккаунты бренда» для мониторинга и подачи жалоб;
После подачи жалобы через «аккаунт бренда» продавцу необходимо предоставить документацию, подтверждающую легальность товара;
При отсутствии доказательств или их недостаточности отдел аудита Ozon заморозит карточку товара и может расторгнуть договор с продавцом;
Если правообладатель не зарегистрирован в Ozon, жалобу можно подать через службу поддержки или отправив ее на указанный торговой площадкой адрес электронной почты;
На практике Ozon активно взаимодействует с правообладателями, предоставляет доступ к файлам нарушителей и проверяет результаты через индивидуальные отчеты по аккаунтам.
Яндекс Маркет
Внутренние сервисы – форма для обращения в юридический отдел в разделе «Правообладателям»;
· При подаче жалобы правообладатель обязан приложить документы, подтверждающие его права и факты нарушения;
· Срок рассмотрения заявления — до 30 дней, ответ будет отправлен на адрес электронной почты заявителя;
· Жалобы можно подавать непосредственно через карточку магазина, но этот способ ориентирован на потребителей и является дополнительной мерой;
Рекомендуется направить официальный запрос и сохранить письмо, так как сайт не предоставляет дополнительной информации о ходе разбирательства и персональных данных продавца;
Обычно они предоставляют шаблонный ответ об отклонении апелляции и могут не проводить дальнейшее расследование апелляции.
Алгоритм защиты через суд
1. Задокументируйте нарушение. Сделайте соответствующие скриншоты товара и карточки продавца, а также сохраните запись о контрольной покупке товара (чек, переписку, фотографии товара).
2. Подайте претензию.
Обратите внимание: авторы бизнес-блогов на яндекс дзен этого не знают.
Подайте письменную претензию продавцу и платформе с требованием прекратить противоправные действия и убрать товар с полок.3. Подайте претензию. Подготовьте документы, подтверждающие ваши права, материалы коммуникации, факт обращения на сайт и содержание претензии. Подайте иск в арбитражный суд о прекращении нарушения и взыскании компенсации.
Больше интересных статей здесь: Бизнес.
Источник статьи: Контрафакт на маркетплейсах: как бороться с подделками на WB, Ozon и Яндекс Маркете? .