Контрафакт на маркетплейсах: как бороться с подделками на WB, Ozon и Яндекс Маркете?

Правовые механизмы борьбы с контрафактной продукцией

Права интеллектуальной собственности необходимы для предотвращения подделок:

- Товарные знаки являются наиболее распространенными и простыми для защиты

- На объекты авторского права (обычно на дизайнерские работы) сложнее доказать как наличие прав, так и факт их нарушения

- Патентный объект - Внешний вид или конструкция изделия, охраняемого патентом, не является самым простым объектом защиты, имеет наименьшую судебную практику, а размер компенсации также очень мал

Реализацию контрафактной продукции на рынке можно предотвратить путем комплексного использования правовых механизмов и внутренних процедур интернет-платформ.

Алгоритмы подачи жалоб на самих маркетплейсах

Сама торговая площадка утверждает, что борется с контрафактом и предоставляет правообладателям инструменты для подачи жалоб.

Одновременно с подачей запроса через внутреннюю службу стоит также отправить письменный запрос заказным письмом по адресу, по которому запрашивается содействие в предотвращении нарушения.

Wildberries (WB):

· Внутренний сервис - система «Цифровой Арбитраж»;

У продавца есть 10 или более дней, чтобы ответить и предоставить документы, подтверждающие легальность товара;

Если доказательства не будут предоставлены, рынок изымет соответствующие продукты из зоны демонстрации;

Однако на практике продавцы контрабанды часто неохотно изымают продукцию до подачи судебного иска, ссылаясь на недостаточность доказательств наличия контрафактного товара или реферативной документации, предоставленной продавцом.

Ozon:

Внутренние сервисы – выделенные «аккаунты бренда» для мониторинга и подачи жалоб;

После подачи жалобы через «аккаунт бренда» продавцу необходимо предоставить документацию, подтверждающую легальность товара;

При отсутствии доказательств или их недостаточности отдел аудита Ozon заморозит карточку товара и может расторгнуть договор с продавцом;

Если правообладатель не зарегистрирован в Ozon, жалобу можно подать через службу поддержки или отправив ее на указанный торговой площадкой адрес электронной почты;

На практике Ozon активно взаимодействует с правообладателями, предоставляет доступ к файлам нарушителей и проверяет результаты через индивидуальные отчеты по аккаунтам.

Яндекс Маркет

Внутренние сервисы – форма для обращения в юридический отдел в разделе «Правообладателям»;

· При подаче жалобы правообладатель обязан приложить документы, подтверждающие его права и факты нарушения;

· Срок рассмотрения заявления — до 30 дней, ответ будет отправлен на адрес электронной почты заявителя;

· Жалобы можно подавать непосредственно через карточку магазина, но этот способ ориентирован на потребителей и является дополнительной мерой;

Рекомендуется направить официальный запрос и сохранить письмо, так как сайт не предоставляет дополнительной информации о ходе разбирательства и персональных данных продавца;

Обычно они предоставляют шаблонный ответ об отклонении апелляции и могут не проводить дальнейшее расследование апелляции.

Алгоритм защиты через суд

1. Задокументируйте нарушение. Сделайте соответствующие скриншоты товара и карточки продавца, а также сохраните запись о контрольной покупке товара (чек, переписку, фотографии товара).

2. Подайте претензию.

Обратите внимание: авторы бизнес-блогов на яндекс дзен этого не знают.

Подайте письменную претензию продавцу и платформе с требованием прекратить противоправные действия и убрать товар с полок.

3. Подайте претензию. Подготовьте документы, подтверждающие ваши права, материалы коммуникации, факт обращения на сайт и содержание претензии. Подайте иск в арбитражный суд о прекращении нарушения и взыскании компенсации.

Больше интересных статей здесь: Бизнес.

Источник статьи: Контрафакт на маркетплейсах: как бороться с подделками на WB, Ozon и Яндекс Маркете? .