Знаете, почему смайлики обычно рисуют желтым цветом? Изначально было не так, хотя в остальном давно не менялось с 60-х годов прошлого века. И очевидно, что никакого отношения к интернету он не имел.
На самом деле есть точные сведения о том, кто, когда и для чего придумал смайлик. Был человек по имени Харви Болл. Честно говоря, первая мысль, когда об этом узнаешь, что все дело в фамилии (шарик - шарик). Но об этом, конечно же, не упоминается.
Конечно, вряд ли уже немолодой Харви (ему тогда было 42 года) решил «поиграть» с собственной фамилией. В 1963 году Харви Болл был нанят в качестве внештатного художника в небольшую государственную компанию, которая после ряда слияний и изменений хотела поднять рабочий моральный дух. Ему потребовалось 10 минут после получения этого задания, чтобы нарисовать круг с улыбкой и прищуренными глазами.
Но он не нарисовал его желтым цветом - он просто взял желтую бумагу для эскиза. Правда, он сам объяснил, что выбрал желтую бумагу, потому что она солнечная и потому позитивная. Начальство оценило работу Харви Болла и дало ему премию в размере 45 долларов (сейчас она была бы в 10 раз больше). Сначала власти раздали сотрудникам 100 таких плакатов в знак дружбы и в знак того, что никто не будет уволен и все будет хорошо.
А потом как-то само собой смайлики стали популярны и их стали выпускать серийно в виде разного рода сувениров, пуговиц, значков и т.д. Важно, что сам Харви даже не пытался зарегистрировать авторские права на смайлик как стал популярным из-за того, что все хотели его «воспроизвести.
Говорят, сувенир со смайликами и надписью Have a nice day начала выпускать американская компания - они получили патент именно на такое сочетание (простой смайлик не дали). В результате в США эта фраза стала использоваться вместо традиционной Have a happy day.
Обратите внимание: Почему я постоянно пробую что-то необычное в жизни?.
То есть стали везде говорить «хорошего дня» вместо «счастливого дня» — мелочи, но значимые.Из США улыбка стала распространяться по миру и даже использовалась в прессе. Поэтому французская газета France Soir начала выделять позитивные новости смайликами. Правда, поторопились именно французы и получили патент на смайлики (точнее, кажется, на смайлик как торговую марку - но это уже тонкости).
Некий Франклин Луфрани, сотрудник той же газеты и автор самой идеи помечать новости смайликами, зарегистрировал права на использование смайлика и вскоре стал миллионером. Также он получил патент после того, как редактор одобрил его идею с пометкой для новостей.
Идея оказалась действительно удачной. Первые деньги Луфрани получил от того, что газеты в других странах Европы подхватили идею и тоже начали публиковать смайлики, оплачивая их использование. Эти деньги Lufrani вложила в развитие бизнеса — и выпустила большую партию футболок с таким же изображением. А в 1973 году он выиграл первый судебный процесс за незаконное использование смайлика, а затем пустил это дело в ход.
Говорят, когда AOL (создатели ICQ, одного из первых интернет-мессенджеров) впервые получили претензию от компании Smiley, которую создал Луфрани, они очень удивились. Потом было требование смайлика на странице - тогда они появятся в самой аське уже на "законных правах".
Важно, что все желающие использовать "весёлое лицо" должны были как-то решить проблему - по заявлениям компании "Смайлик" весь тираж сувенирной продукции был легко арестован, а к руководству интернет-проектов предъявляли требования. Людям оставалось только пожимать плечами — не все вообще понимали, как такой знак, как смайлик, может быть ограничен авторским правом.
Но сын Франклина Луфрани, Николас, уже участвует в онлайн-жизни эмодзи. Считается, что он является автором идеи использования смайликов в Интернете и при отправке SMS-сообщений вместо привычных скобок с двоеточиями и тире.
Первый набор таких смайликов, созданный дизайнерами по его заказу, был выложен в сети бесплатно для обычных пользователей. Но юридические лица должны платить. Хотя компания Николаса Луфрани не только «наезжает» на тех, кто использует смайлики без их разрешения, но и продвигает этот символ, помогая разным компаниям использовать «лица» — например, подготавливая дизайн упаковки или рисуя новые эмодзи для конкретных целей, как сейчас называется.
Говорят, что легко обойти патентные законы, если знать об этом — изменить глаза, рот, смайлик или внести другие отличия, которые позволят «отбить нападение» юристов. Но многим проще использовать изображение на законных основаниях, а также получить некоторую поддержку со стороны патентообладателей.
Таким образом, бизнес, созданный в свое время сообразительным французом, продолжает получать гонорары за использование того, что американский художник подарил миру бесплатно.
Больше интересных статей здесь: Бизнес.
Источник статьи: Знаете, почему смайлики обычно рисуют жёлтым цветом.