SPAM: от консервов для солдат до интернет-мема — история легендарного бренда

Сегодня слово «спам» прочно ассоциируется с навязчивой рекламой в интернете, но изначально SPAM — это известный американский бренд мясных консервов. Торговая марка была зарегистрирована компанией Hormel Foods Corporation в 1937 году и со временем завоевала мировую известность.

Рождение легенды: поиск новой ниши

Компания Hormel, будучи опытным игроком на рынке свежего мяса, в 1930-х годах искала новые пути развития в условиях жесткой конкуренции. Джей Хормел, сын основателя, обратил внимание на растущий спрос на консервированные продукты. Результатом его работы стало появление 5 июля 1937 года консервов под названием SPAM.

Происхождение самого названия окутано тайной. По официальной версии компании, его истинное значение известно лишь узкому кругу бывших руководителей. Среди популярных теорий — сокращение от «spiced ham» (ветчина со специями) или от норвежской фразы «Skulder av svinekjøt og ham», что означает «свиная лопатка и ветчина».

SPAM на войне и в мирное время

Настоящий расцвет бренда пришелся на годы Второй мировой войны. Трудности с доставкой свежего мяса на фронт сделали долгохранящиеся консервы SPAM незаменимым продуктом в рационе американских солдат. Всего за военные годы было закуплено более 68 000 тонн этого продукта.

Популярность SPAM вышла далеко за пределы США. Консервы стали важным источником питания в Великобритании и странах Азиатско-Тихоокеанского региона, где ощущалась острая нехватка продовольствия. Продукт поставлялся и союзникам по программе ленд-лиза, включая солдат Красной Армии, а также отправлялся в посылках Красного Креста военнопленным.

После войны, несмотря на то что SPAM перестал быть основным блюдом для вернувшихся солдат и превратился скорее в гарнир, его продажи продолжали расти. Бренд успешно адаптировался к мирным условиям, а производство было налажено и за рубежом, например, в Великобритании на заводе в Ливерпуле.

Маркетинг и превращение в культурный феномен

Для продвижения продукта в послевоенные годы компания создала уникальную маркетинговую группу «Hormel Girls», состоявшую из бывших военнослужащих. Они ассоциировали SPAM с патриотизмом, а их шоу даже стало отдельной радиопрограммой. К 1959 году был продан уже миллиардный экземпляр продукта.

Переломный момент в восприятии слова «SPAM» произошел в 1970 году благодаря знаменитому скетчу комик-группы «Монти Пайтон». В нем навязчивое повторение слова «SPAM» в кафе стало метафорой чего-то надоедливого и навязчивого. Эта ассоциация позже была перенесена в цифровую эпоху.

В 1980-х годах, с развитием компьютерных сетей вроде Usenet, «спамом» стали называть потоки нежелательной рекламы, засоряющие конструктивный диалог. Компания Hormel Foods пыталась оспорить такое использование своего товарного знака в суде, но в конечном итоге слово прочно вошло в лексикон как обозначение навязчивой информации.

SPAM в XXI веке

Бренд не стоял на месте и продолжал развиваться. В 1992 году была представлена облегченная версия SPAM lite с пониженным содержанием жира и соли. Юбилейные вехи — продажа семимиллиардной банки в 2007 году и восьмимиллиардной в 2012-м — свидетельствуют о неугасающей популярности.

К 75-летию в 2012 году линейка продуктов пополнилась новыми вкусами, такими как SPAM Teriyaki и SPAM Jalapeño, что показывает стремление компании соответствовать современным кулинарным трендам и предпочтениям потребителей.

Обратите внимание: Почему всем брендам зоотоваров нужно начинать ориентироваться на рынок Китая?.

Больше интересных статей здесь: Бизнес.

Источник статьи: А вы знали, что SPAM - это не только нежелательная, навязчивая информация, но в первую очередь это американский бренд консервированного мяса.