Надежды точка нет. Как привлекались инвестиции в Россию 15 лет назад

В этом материале, я постараюсь достаточно просто и кратко обрисовать портрет инвестиционной деятельности в стране, полтора десятка лет спустя. Не стоит пугаться незнакомых слов, всё более чем понятно. Но, факты, которые здесь приводятся заслуживают того, чтобы дочитать материал до конца.

Главные действующие лица

История привлечения иностранных инвестиций в экономику России насчитывает три временные эпохи: эпоха министерств (2003- 2011), эпоха АСИ (2012-2015), современная эпоха (2016 -н.в.). До появления в 2012 году, Стандарта Агентства стратегических инициатив (АСИ) по улучшению инвестиционного климата субъектов РФ, единых методических рекомендаций в данной сфере практически не было, а система законодательства имела существенные пробелы.

Долгожданный закон о государственно-частном партнерстве (ГЧП) появился лишь в 2015 году, опоздав лет на 10-12. И хотя в регионах давно уже существовали собственные законы и процедуры привлечения инвестиций в инфраструктурные проекты, легче от этого не стало.

Учитывая, что очередной инвестиционный бум в России пришелся на 2006-2007 годы, мы погрузимся в эпоху министерств и постараемся увидеть реалии глазами людей того времени. В указанный период, объем иностранных инвестиций почти вдвое превысил объем 2005 года. И это обнажило все недостатки государственной системы внебюджетного финансирования инвестиционных программ.

В то время, четыре федеральных министерства: МИД, Минфин, Минэконом и Минрегион РФ (упразднено, 2014), являлись главными регуляторами внешних инвестиционных заимствований.

Объем валюты в стране является гарантией покрытия риска зарубежных инвесторов. Нельзя привлекать больше инвестиций если не хватает объема залога.

В частности, в их функции входило выравнивание платежного баланса страны, так как для стран-инвесторов важна, в большей мере, возможность обратной конвертации полученной прибыли и инвестированного капитала (рубль-евро, доллар-рубль).

Платежный баланс является важнейшим межстрановым показателем, позволяющим прогнозировать возможность привлечения зарубежных инвестиций. Одновременно, баланс определяет залоговую базу для этих инвестиций, поэтому, само собой, он находился в зоне особого внимания всех регуляторов заимствований.

Хождение по мукам

К примеру, для того, чтобы обеспечить рублевое покрытие заводимых валютных средств, необходимо было согласовать с Минфином РФ и зарезервировать данные средства на счетах Центробанка, оплатив при этом соответствующую комиссию. Данные денежные средства подлежали, так же, обязательному страхованию в размере 20%, и проходили жесткий контроль по системе Контрольно-счетной палаты, спецслужб и других регуляторов.

Для того, чтобы получить эти сложные согласования, приходилось оплачивать соответствующие пошлины, а иногда и ускорять процесс согласований, со всеми вытекающими.

Средняя количественная составляющая разрешительно-согласовательных мероприятий, составляла 30-40%, которые, заметьте, добавлялись к телу кредита. В последствие, при предъявлении к погашению, они соответственно увеличивали долговую часть в указанных размерах. Добавлю, что инвестиционному проекту необходимо было также пройти общественную, ведомственную и межведомственную экспертизу для получения необходимой поддержки.

После этого, инициатора проекта ждало согласование в других инстанциях, включая ГД РФ и Правительство РФ, в том числе с целью включения проектов в среднесрочные и долгосрочные целевые программы, формирования/изменения законодательных и подзаконных актов для предоставления бюджетных гарантий и выделения бюджетных строк, в том числе переходных, в случае модели применения револьверного финансирования.

Согласованию подлежало также привлечение федеральных государственных и коммерческих банков для обеспечения «кассового разрыва» (в случае недостатка оборотных средств для реализации проекта или закрытия обязательств по возврату финансирования перед инвестором).

Наиболее выпукло, эти процессы просматривались при привлечении зарубежных инвестиций в формате Межправительственных комиссий в системе проектно-экспортного финансирования и синдицированных кредитов.

Обратите внимание: Инвестиции в бизнес. Плюсы и минусы. Сколько можно заработать на этом?.

Например, иностранный инвестор заинтересован в проекте строительства ЛЭП. В этом случае, требовались согласования от каждой рабочей группы Межправительственной комиссии (по дорогам, по энергетике, по финансам и т.д.).

В результате, только время согласования инвестиционного проекта тянулось 1,5-2 года, а его реализация начиналась только с наступлением очередного бюджетного периода. В среднем, для реализации проекта, необходимо было получить 83-87 согласований от всех участников процесса. Наблюдались случаи, когда ввиду отсутствия преемственности между главами регионов, инвестиционные проекты лишались поддержки губернатора, что означало или их возврат на новый круг, или их закрытие.

Какой же корабль без крыс?

Добавьте к созданному образу следующую деталь. Указанный временной период характеризовался появлением беспрецедентного количества посредников, которые 0,5-1%, двигали проект на следующую ступень, «гарантируя» результат. В результате, в одном проекте сосуществовало от 5 до 10 посредников, каждый из которых рассчитывал получить свой куш, после предоставления инвестиций.

И пока, одни заявляли другим «гарантии» привлечения инвестиций на весь проект, к конкретным деталям проекта относились достаточно невнимательно. Это привело к тому, что инвестиционный рынок просто кишел тысячами сырых бизнес-планов, не подкрепленных в принципе ничем.

К 2011 году, те соискатели инвестиций, которые еще на что-то надеялись, имели на руках 3-5 "правильных" бизнес-планов

Суть развода была такова: мошенники предлагали инициаторам проектов привлечь иностранные инвестиции в две стадии. Но договор на привлечение инвестиций ограничивался лишь составлением бизнес-плана (первая стадия), якобы для зарубежных инвесторов, и по их требованиям и шаблонам. Взяв за бизнес-план несколько миллионов рублей, мошенники прикрывались договором, и вторая стадия не наступала никогда.

Но несмотря, на это инвестиционное развитие все же было. В частности, чтобы стабилизировать ситуацию на инвестиционном рынке, ряд федеральных структур перевели систему согласований инвестиционных проектов в он-лайн режим, избавивши соискателей инвестиций от мошенников и посредников. Созданный при этом электронный ресурс успел с 2010 по 2011 отработать порядка 11500 инвестиционных проектов. Но при всей эффективности, система являлась полумерой и имела серьезные недочеты.

А потом наступил 2012 год, и настала эпоха АСИ. А дальше вы знаете.

#GR #GOVERMENT #ИНВЕСТИЦИИ #МИНИСТЕРСТВ #бизнес план #ФИНАНСЫ #РАЗВОД #социально-экономическое развитие #государственная власть

Больше интересных статей здесь: Бизнес.

Источник статьи: Надежды точка нет. Как привлекались инвестиции в Россию 15 лет назад.

\