"Если знаешь противника и знаешь себя, сражайся хоть сто раз, опасности не будет; если знаешь себя, а его не знаешь, один раз победишь, другой раз потерпишь поражение; если не знаешь ни себя, ни его, каждый раз, когда будешь сражаться, будешь проигрывать"
Сунь-Цзы

К чему такое начало? Неужели аудитория, которая будет нас слушать - наш враг и мы должны готовиться к выступлению, как к битве? Мы в SpunkyFunky Trainings считаем, что аналогия вполне уместна. Почему так и какие ошибки мы совершаем при анализе аудитории? - разберем ниже.

В прошлой статье мы рассмотрели важный этап подготовки - работа с данными (подбор, анализ, зачистка ненужного). Пройдя данный этап, большинство из нас радостно смотрит на плод своих трудов и думает: "мне нравится - можно показывать". При этом мы постоянно забываем мааааленькую деталь: а на фига и для кого мы делаем презентацию? Правильно, для своей аудитории (учеников, боссов, подчиненных, инвесторов, покупателей, да кого угодно), и надо тебе -ПОНРАВИТЬСЯ им, не себе, а им. Мы часто скатываемся до переноса своих ощущений на ожидания слушателя: "Мне нравится, значит и им понравится" А когда выясняется, что аудитория не брызжет радугой от того, что ты принес начинается рассуждение на тему "Какие они козлы"



Суровая правда: если твоя презентация не достигла цели, значит не слушатель дебил, а ты плохо его понял, проанализировал, идентифицировал ожидания

А при чем тут битвы?

Можно проводить аналогию не только с войной, но и со спортивными состязаниями. Собираясь выступить против соперника, мудрый командир поймет и проанализирует: какая у них расстановка сил (в контексте презентаций - сколько народу присутствует на встречах), какая иерархия (человек авторитарен или советуется с командой), какие слабости (чем можно "подкупить" слушателя), какие тактические маневры привык совершать (какие вопросы задает, как воспринимает информацию) и т.д. Если не провести полный анализ своего соперника - ты будешь действовать вслепую с шансом угадать 50/50. А по закону Мерфи - скорее всего не угадаешь (SpunkyFunky Trainings гарантирует :))

Ладно, понятно. А как это все понять?

Разведка. Используйте любые доступные методы в зависимости от важности и сложности презентации. Очевидно, что если выступаете перед ТОР менеджментом, который определяет успех ваших проектов и карьеры - стоит поднапрячься. Что можем посоветовать:

1.

Интересное: 5 простых «книжных» приемов, которые помогут добиться своего в деловых и личных переговорах.

Составь портрет аудитории. Ответь на вопросы: кто они, какого уровня, какой бэкграунд, какой опыт, какие профессиональные амбиции, какой стиль, любят ли детали, насколько формальны. По вопросам, где у вас нет информации - начинайте копать

2 Спросите тех, кто работал с этим человеком. Они уже нарывались и могут подсказать, чего ждать, что рассказывать и чего опасаться

3. Набейте свои шишки. Если выступали ранее - вспомните, что у вас спрашивали, где был challenge, почему что-то пошло не так.

4. Слушайте и присматривайтесь к поведению и манерам. Когда присутствуете на встречах как наблюдатель - внимательно анализируйте, что видите и слышите от человека.

А кого анализировать?

Запомни, что аудитория делится на 2 типа: Первичная и вторичная. Первичная - те, на кого направлено твое сообщение и те, кто принимает решение.

Вторичная - это те, на кого принятое решение окажет влияние, и кому с этим жить. Например, вы затеяли реструктуризацию организации и менеджмент вас поддерживает, при этом, если не убелите вашу команду, которой все это внедрять, то ваш проект так и останется красивыми слайдами. Еще ко вторичной аудитории относят "серых кардиналов", то есть тех, на кого лицо принимающее решение смотрит и спрашивает мнения. Особенно такие ребята важны при разговоре с ТОРами. Без согласия своей команды, они не поддержат ни одно решение



Вопрос насколько сильно надо инвестировать в анализ вторичной аудитории? Ответ: It Depends. Тебе нужно здраво оценить важность и последствия твоей презентации и понять, насколько вторичная аудитория может повлиять на результат

В итоге

Понимание аудитории на этапе подготовки позволит тебе правильно подобрать информацию, стиль повествования, тайминги, структуру, дизайн, внешний вид, да вообще все то, что определит успех твоей презентации. Помни, что ты ее делаешь не для себя, а для слушателя, интересы которого ты должен понимать

SpunkyFunky Trainings

Интересное еще здесь: Бизнес.

Аудитория презентации: знай своего врага.





Закрыть ☒