Я давно являюсь поклонником различных автоматизированных устройств — от автоматических касс (банкоматов) до относительно недавних «автоматизированных продавцов» — касс самообслуживания или КСО.
Если в магазине есть такое устройство, я предпочитаю расплачиваться на такой кассе, тем более что обычно это позволяет избежать очереди в «живую кассу».
Но иногда случаются события. Например, недавно в Пятерочке, которая находится недалеко от нашего дома, где я регулярно делаю покупки, сразу после оплаты аппарат завис.
Транзакция по карте уже прошла, и я успел получить уведомление от банка, но приглашение оплатить покупку все еще было на экране устройства, которое сменилось сообщением ждать связи с касса.
Общение с продавцами вылилось в долгое ожидание "ждите, вдруг упадет" и..хамство со стороны персонала, что еще больше укрепило мою мысль о том, что лучше заплатить за КСО, чем слушать что-то типа "вас много , но я один».
В итоге за покупку пришлось платить заново (это не страшно, операцию можно оспорить), но больше меня расстроила трата времени.
Интересно, что такой выход из строя устройства может привести к неприятным последствиям для торговой компании, и именно такую историю недавно рассказал телеграм-канал БАЗА.
Несколько школьников нашли способ бесплатно получить свои бургеры в московском ресторане «Вкусно в Точке». Для этого нужно было оформить заказ в кассе самообслуживания и. отключить ее.
Заказ приняли, но операцию по карте посчитали незавершенной, и деньги на карту вернули.
Пока ситуация не стала известна, счастливчикам удалось перекусить на 12 тысяч рублей.
Чем это закончится, понятно, в лучшем случае любителям поесть "вкусно и бесплатно" как минимум придется платить за еду.
Эти ситуации аналогичны тому, что процедуры расчета банковской карты выполнены не полностью.
Что происходит с деньгами на карте, если завис терминал
Процесс оплаты картой в магазине включает в себя два важных этапа. На первом этапе терминал отправляет запрос на возможность выполнения операции. Он обращается в свой банк (банк-эквайер), оттуда запрос перенаправляется в платежную систему, из платежной системы в банк, выпустивший карту (банк-эмитент).
Банк-эмитент проверяет, есть ли карта в черных списках, достаточно ли на ней денег, и если все в порядке, то отвечает на запрос утвердительно (все в порядке, деньги можно списать) и блокирует деньги на счет заказчика.
Многие банки в настоящее время отправляют уведомления о дебете и отражают дебет в своей информации онлайн-банкинга.
Получив такое подтверждение, терминал считает, что операция может быть выполнена – печатает чек и формирует подтверждение об успешном завершении операции. Только после получения этого подтверждения банк-эмитент списывает деньги со счета.
Если возникает какая-то ошибка - например, терминал зависает, деньги не списываются со счета, а остаются заблокированными.
Обратите внимание: Какими салатами можно удивить на праздничном банкете. Делюсь личным опытом..
Для клиента это выглядит так, как будто деньги за операцию списаны - он видит операцию в истории, и не может снять или использовать эти деньги.Что делать, если терминал завис, а деньги остались заблокированными
В такой ситуации вам никто не отдаст товар, пока вы снова не заплатите за него. Ситуация с любителями фаст-фуда — это явный недостаток дизайна интерфейса КСО, вряд ли вы где-то с этим столкнетесь.
Товар необходимо оплатить второй раз, либо отказаться от него.
Через некоторое время деньги разблокируются сами. Срок, на который блокируется сумма, у каждого банка свой, и может варьироваться от недели до месяца.
То есть, в принципе, если ничего не делать, то сумма через некоторое время разблокируется.
Можно попробовать ускорить выдачу суммы - для этого нужно обратиться в свой банк, чтобы оспорить ситуацию.
Но надо быть готовым, что не все банки на это пойдут. Дело в том, что подтверждение операции может прийти с задержкой (рекордный срок, который я встречал на практике — 3 месяца, но говорят, что может быть и дольше).
Так, например, в ситуации с Tasty и все, можно было не искать тех, кто воспользовался уязвимостью устройства, а просто генерировать подтверждения на все подобные операции. Деньги будут списаны, а если на счету их будет недостаточно, будет сформирован технический овердрафт - клиент должен банку.
Однако это сопряжено с другим риском. Если вам вернули деньги от такой приостановленной операции, то теоретически их можно еще потом списать. В ситуации, когда вы действительно не получили товар, этого быть не должно, но знать о такой возможности не помешает.
Больше интересных статей здесь: Банки.
Источник статьи: Автоматические кассиры очень удобны — можно оплатить покупку не прибегая к помощи человека и часто без очереди.