На фоне ужесточения фискальной политики, включая повышение НДФЛ, налог на доходы по крупным вкладам и усиление контроля за наличными оборотами, власти также планируют внести изменения в законодательство о противодействии легализации преступных доходов (Федеральный закон №115-ФЗ от 07.08.2001).
Статья подготовлена экспертами компании «РосКо – Консалтинг и аудит» https://rosco.su/
Для понимания контекста стоит напомнить основы существующего «антиотмывочного» законодательства.
Согласно ему, кредитные организации уже сейчас обязаны отслеживать подозрительные операции и имеют полномочия блокировать счета клиентов при выявлении признаков, перечисленных в законе или указанных в рекомендациях Росфинмониторинга и Банка России.
Однако, судя по всему, эти меры были признаны недостаточно эффективными для обеспечения всеобъемлющего контроля. В результате в конце 2020 года Центральный банк инициировал законопроект о создании централизованной информационной платформы «Знай своего клиента» (Платформа ЗСК).
Эта система позволит банкам в режиме реального времени получать от регулятора оценку уровня риска, присвоенного каждому клиенту и его контрагентам. Эти данные будут использоваться для автоматизации и усиления процедур финансового мониторинга.
КОНСУЛЬТАЦИЯ БУХГАЛТЕРА
СУТЬ ИНИЦИАТИВЫ: ЦВЕТОВАЯ МАРКИРОВКА РИСКОВ
В первоначальной версии законопроекта регулятор предложил классифицировать клиентов по цветовым категориям, что вызвало ассоциации с известной метафорой из фильма «Кин-дза-дза!». Позднее, вероятно, чтобы избежать подобных сравнений, терминологию изменили на более формальную: «высокий», «средний» и «низкий» уровни риска. Однако суть предлагаемого подхода от этого не изменилась.
Для клиентов с низким и средним уровнем риска предполагается применение стандартного набора мер контроля, предусмотренных законом.
Важно отметить, что критерии отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к той или иной группе риска будут определяться совместно Банком России и Росфинмониторингом и публиковаться на официальном сайте ЦБ РФ. Таким образом, надзорный орган, контролирующий соблюдение банками закона, будет также самостоятельно оценивать риски, связанные с клиентами этих банков.
Статистика регулятора по распределению рисков:
- Низкий риск: около 99% от общего числа субъектов бизнеса (примерно 7.7 млн).
- Средний риск: порядка 0.3% клиентов.
- Высокий риск: не более 0.7% от общего количества.
Отнесение к категории среднего риска уже может повлечь за собой негативные последствия, такие как отказ банка в проведении отдельных операций по распоряжению клиента.
ЖЕСТКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ «ВЫСОКОРИСКОВАННЫХ» КЛИЕНТОВ
Для лиц, попавших в группу высокого риска, последствия гораздо серьезнее. Банк получает право отказать в открытии счета или в одностороннем порядке расторгнуть действующий договор банковского обслуживания. В качестве «успокоительного» аргумента регулятор приводит статистику, согласно которой таких клиентов — мизерный процент.
Но на этом меры не заканчиваются. Наиболее спорным положением законопроекта является норма, позволяющая после расторжения договора перечислять остаток средств со счета такого клиента в бюджет. Фактически, речь идет о возможности внесудебного изъятия денежных средств.
Получается, что попадание в категорию высокого риска может привести к лишению имущества без решения суда. Обратите внимание: В чем заключаются плюсы и минусы банковского кредита под залог недвижимости?. Подобный механизм вызывает серьезные правовые вопросы, поскольку противоречит статье 35 Конституции РФ, гарантирующей, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Предлагаемое внесудебное изъятие не подпадает ни под один из установленных законом случаев принудительного отчуждения имущества.
Кроме того, в законопроекте не урегулирована ситуация, когда один и тот же клиент, обслуживающийся в нескольких банках, может получить от платформы ЗСК разные оценки уровня риска.
Первоначальный законопроект №1064272-7 был отозван в марте 2021 года, но уже в конце февраля того же года появился новый — №1116371-7. В новой редакции идея платформы ЗСК сохранена, а основные спорные положения практически не претерпели изменений.
КАК ПЛАТФОРМА БУДЕТ ОПРЕДЕЛЯТЬ УРОВНИ РИСКА?
Критерии оценки платформы ЗСК:
1) Низкий уровень риска будет присваиваться компаниям и предпринимателям, ведущим прозрачную, реальную хозяйственную деятельность без признаков сомнительных операций.
2) Средний уровень риска — для тех, кто совмещает легальную деятельность с операциями в «теневом» секторе. Речь, по сути, идет о выводе средств крупными клиентами из-под официального контроля.
3) Высокий уровень риска грозит лицам, которые:
- не ведут реальной экономической деятельности (фирмы-однодневки);
- зарегистрированы на подставных лиц и контролируются бенефициарами, остающимися в тени;
- создают препятствия для налоговых и правоохранительных органов в установлении конечных выгодоприобретателей операций;
- обеспечивают расчеты в теневой экономике.
Стоит отметить, что предлагаемые критерии носят достаточно общий и оценочный характер, что может привести к субъективным решениям.
ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ
МЕХАНИЗМ ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИЙ: КРУГОВАЯ ПОРУКА?
Что делать компании, если она не согласна с присвоенным ей высоким уровнем риска? Для рассмотрения таких жалоб законопроектом предусмотрено создание межведомственной комиссии при Банке России, которую будет возглавлять заместитель председателя ЦБ РФ. Таким образом, жалобы на решения Центробанка будет рассматривать сам Центробанк, что ставит под сомнение объективность и независимость такого механизма обжалования.
ВЫВОДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Как и его предшественник, новый законопроект получил положительное заключение правового управления о соответствии Конституции РФ. Планируется, что его рассмотрение будет включено в повестку весенней сессии Госдумы. Какие именно поправки будут внесены в документ в процессе обсуждения и как он будет реализован на практике — покажет время.
Статья подготовлена специалистами компании «РосКо – Консалтинг и аудит» https://rosco.su/
Больше интересных статей здесь: Банки.
Источник статьи: "Светофор" от Центробанка: усиление банковского контроля.