Ситуация с домогательствами в России не сдвинется с мертвой точки до тех пор, пока мы не прекратим задаваться вопросом «Кто виноват?» и не спросим себя «Что делать?».

Социологи почти единогласно сходятся во мнении, что сексуальная свобода – это благо для человечества, но, как мы знаем, свобода одного человека заканчивается так же, как начинается свобода другого. Сегодня мы имеем полное право проявлять к кому-то прямой интерес, но и этот «кто-то» имеет точно такое же право отказать нам. Именно так работает равенство, и это ценность, к которой мы стремимся на протяжении многих лет.

Проблема начинается, когда ухаживание становится надоедливым и неприятным. На данный момент речь идет о преследовании. Или, как это сейчас принято называть, травля.

Голливудские актрисы были первыми, кто поднял публичную дискуссию о домогательствах на рабочем месте они многого добились. Он организовал движение Time's Up и нашел сторонников по всему миру. В какой-то момент эта дискуссия распространилась и на Россию, но, как это часто бывает с «пришедшими с Запада», все разговоры о травле разбились вдребезги суровыми реалиями нашей страны почему? Некоторые говорят, что почва неправильная, некоторые говорят, что дух неправильный, а некоторые говорят, что закон неправильный. Как всегда, истина лежит где-то посередине.

Мы поговорили с адвокатом Михаилом Юсубовым, чтобы узнать, почему так сложно доказать преследование в России (хотя это все еще возможно), и с психологом Анной Карташовой, чтобы узнать, почему так сложно доказать харассмент в России, и попросили совета, как это найти силы доказать это. Восстановить справедливость.

Ведь вашими лучшими друзьями в этом деле должны быть уголовное и гражданское право, решительность и, как ни странно, банальная уместность.

Шекспир никогда не работал в офисе

Человеческие отношения – это непостижимая область исследований и психологии. Люди нравятся друг другу – это нормально. Люди хотят друг друга – это тоже нормально. Иногда в офисе случаются романы, но с этим ничего не поделаешь. Потому что в офисе обычно вы проводите большую часть своего дня.

Однако все становится еще сложнее, когда человек находится в иллюзии, что корпоративная среда идеальна для поиска партнера или, того хуже, для удовлетворения сексуальных желаний. Деловая этика в этом случае зачастую подменяется хорошо развитыми механизмами ухаживания, а шекспировское «ее обет «уйти» звучит как «не уходи»» вовсе не начинает приобретать новый смысл.

Исследования показывают, что великие люди особенно подвержены этой иллюзии. В связи со скандалом с Харви Вайнштейном мы уже вспоминали работу Датчера Келтнера, профессора социальной психологии Калифорнийского университета. Он эмпирически доказал, что, как правило, великие начальники склонны конвертировать свое влияние в девиантное сексуальное поведение. В связи с этим начальникам нравится считать, что их сексуально привлекают все без исключения. Так что для вашего начальника отрицательный ответ — всего лишь прелюдия к чему-то более захватывающему.

Мы знаем такое поведение под очень общим термином «злоупотребление властью».

По большому счету, не имеет значения, кто ваш «коррумпированный» начальник. Это могут быть мужчины или женщины, старые или молодые, голливудские продюсеры или президенты фабрики в маленьком городке. Желание притеснять заложено в психологии некоторых (курсив наш!) руководителей. И здесь россияне не являются исключением. По крайней мере, портал Super Job указывал, что в 2015 году около 9% сотрудников российских компаний жаловались на притеснения (в то время о Вайнштейне если и знали, то только любители кино). Обратите на это внимание).

Однако с тех пор никаких социологических исследований на эту тему в нашей стране не проводилось.

Что такое харассмент по-русски

Однако процент, полученный Superjob в 2015 году, на первый взгляд не кажется значительным. И если вы до сих пор считаете, что подобные притеснения на работе – это не ваша проблема и, конечно, не всей России, то вы… формально правы.

Проблема в том, что в нашей стране за постоянные ссоры просто не наказывают, а уж тем более не считают ее притеснением. "Термин "сексуальное домогательство" нечасто используется в российском законодательстве", - прокомментировал Михаил Юсубов, эксперт юридической фирмы Prime Legal LLC. «Но на самом деле это подпадает под понятие, содержащееся в статье 133 УК РФ, которая предусматривает уголовную ответственность за принуждение к действиям сексуального характера».

Ключевое слово здесь – «сила». Никакого принуждения, никакого преступления.

Возможно, суть проблемы заключается в том, что сам термин «притеснение» является западным и, как поясняют эксперты, означает «любое действие, направленное на угнетение или попрание чести и достоинства». Поэтому «сексуальные домогательства» на Западе включают в себя не только принуждение и притеснение, но и притеснения, предложения неработы и даже инсинуации!

Однако в России ситуация совершенно иная. «Само смотреть или трогать себя не считается принуждением», — говорит Михаил Юсубов об отечественной действительности. - Если целью инсинуации, шутки, прикосновения или поцелуя является побуждение к сексуальной активности против воли, такое поведение является преступлением. Если работодатель настойчиво пишет или делает нецензурные предложения, но не угрожает и не пытается воспользоваться какими-либо отношениями зависимости (финансовой или служебной), такое поведение не может быть квалифицировано как преступление».

Что в данном случае считается угрозой? По сути, все, что подпадает под формулу «Делай, как я говорю, или я…» «Я тебя уволю», «Я урежу тебе зарплату», «Я ухудшу тебе условия» и так далее — все это может последовать за этим. "Сексуальное домогательство признается сексуальным домогательством, если оно основано на запугивании, угрозах уничтожения, повреждения или конфискации имущества либо эксплуатации экономической или иной зависимости", - резюмировал эксперт, ссылаясь на статью 133 Уголовного кодекса.

Когда достоинство дороже рабочего места

Не все отечественные компании могут похвастаться своим этическим кодексом. Тем более, что в их кодексе есть положения, касающиеся притеснений на рабочем месте. Профсоюзы также бездействуют, а внутренние расследования, если и проводятся, либо неэффективны, либо просто не получают широкой огласки.

Короче говоря, решить проблему без вмешательства властей невозможно. Поэтому нужно опираться на закон, согласно которому преступник не будет нести ответственность только за то, что посмотрел на вас и назвал Натушик вместо Натальи Александровны. Смиритесь с жадными поглаживаниями или до колен.

С другой стороны, никто не запрещает пытаться решать конфликты на месте. «В любом случае вам нужно прояснить ситуацию с начальником и выйти поговорить», — говорит Анна Карташова, практикующий психолог, директор своего психологического центра на Волхонке. «Если вы хороший сотрудник и вас специально наняли для выполнения этой работы, есть хорошие шансы на благоприятный исход».

В таких ситуациях эксперты советуют не сильно переживать о потере места.

Обратите внимание: Виноваты звёзды,или астролог которому я верю..

Скорее всего, как только преступник поймет, что ваше общение выходит за рамки туманных намеков и вы не намерены мстить, он окажется в неприятном положении. "Я могу сказать, что доволен своей работой и очень не хочу ее потерять, но если мой начальник не изменит своего отношения, то это то, к чему я в конечном итоге приду. У меня нет другого Далее "Именно эта способность найти работу (уверенность в своей ценности на рынке труда) позволяет справиться со страхом потерять ту или иную работу", - считает психолог.

Активисты часто оправдывают жертв преследований, говоря, что униженные женщины слишком смущены, чтобы признать, что их преследовали. Мы не исключаем возможности, что это действительно так, но, к сожалению, реальность такова, что нам приходится делать выбор и проявлять смелость. "Обращение в правоохранительные органы - единственная нормальная реакция на преступные действия", - считает Анна Карташова. - По крайней мере, дайте им знать, что вы планируете сделать это в следующий раз, когда они будут вас шантажировать или угрожать. И сдержи свое слово».

Ваши действия

Хотя Национальная Дума безуспешно работает над текстом законопроекта о притеснениях как минимум с 2014 года, проект федерального закона о запрете дискриминации по признаку пола (официально известный как Национальная гарантия равных прав и свобод для мужчин и женщин) называется `` и равные возможности для этой реализации») существует с 2003 года.

Зная все это, легко оказаться на месте жертвы преследований, которая думает, что самый простой способ — уйти с работы, но это может положить конец обсуждению преследований. Культурные и социальные изменения не происходят до тех пор, пока не установится тенденция, и в авангарде ее оказывается каждый человек, решивший защитить себя с помощью тех слабо разработанных положений, которые сегодня присутствуют в российском законодательстве.

Как это сделать, объясняет в подробной инструкции адвокат Михаил Юсубов.

Определитесь со способом

Законодатели спорят о том, следует ли квалифицировать притеснение как гражданское или уголовное правонарушение, но вы можете защитить свои права в соответствии с любым кодексом. Например, если ваш обидчик принудил вас к сексу, шантажируя или угрожая уволить, откройте УК и найдите там статью 133 (уже объясненную выше) и обратитесь в полицию.

Однако есть и другой вариант. "Если чрезмерная настойчивость причиняет моральное страдание, сотрудники могут попытаться подать в суд в защиту своего личного достоинства", - говорит Михаил Юсубов. Этот иск основан на статьях 150 и 151 Гражданского кодекса. Доказывать принуждение к сексу здесь не нужно. Суду достаточно признать, что вы перенесли физический или эмоциональный стресс, когда начальник, коллега или клиент решил нарушить вашу личную неприкосновенность. С этим ходатайством вы пойдете в суд.

Соберите доказательства

«Чем больше доказательств, тем лучше», — говорит Михаил Юсубов. «Однако стоит помнить, что доказательства, полученные с нарушением закона, не будут приниматься ни в суде, ни при расследовании».

К сожалению, в списке таких незаконных доказательств больше, чем хотелось бы потерпевшим. Здесь эксперты указывают на скрытые камеры, аудиозаписи и даже электронные коммуникации. «Дело в том, что Конституция Российской Федерации гарантирует каждому конфиденциальность телефонных звонков и других разговоров», — поясняет Михаил Юсубов. «Поэтому, если кто-то запишет такие переговоры и опубликует их, это будет нарушением гарантий, заложенных в Конституции Российской Федерации».

Однако эксперт также указывает, что единого мнения здесь нет и некоторые российские суды готовы принять подобные доказательства. Участвуйте в беседах и тех, которые связаны с договорными или деловыми отношениями.

Однако когда речь идет о сексуальных домогательствах, такие разговоры явно нельзя отнести к деловым. В связи с этим вопрос остается открытым и по сей день, но все же следует попытаться сделать аудиозапись или зафиксировать общение».

Найдите свидетелей

Это может быть любой человек, знающий обстоятельства вашего дела (кроме священников, судей и, конечно же, адвокатов). При этом Михаил Юсубов не советует забывать, что преступники также могут собирать доказательства и собирать свидетелей».  

Стоит ли равняться на США?

Российское законодательство все еще нуждается в серьезном совершенствовании, когда речь идет о притеснениях на рабочем месте. В то же время маловероятно, что законодатели допустят, чтобы понятие «сексуальное домогательство» трактовалось в нашей стране столь широко, как, например, в США.

«Возможно, США в какой-то степени стали жертвой собственного прецедента», — предполагает адвокат. «Проблема сексуальных домогательств очень серьезна, поскольку она связана с насилием со стороны «жертв», которые сами причастны к сексуальным домогательствам. «Преследование» не является редкостью“».

О чем говорят эксперты, можно понять, вспомнив конец 2017 года, когда десятки голливудских мужчин (актеров, продюсеров, режиссеров, фотографов) лишились работы из-за нежелательных заявлений киноактрис. Никакого расследования или суда против них не проводилось. Возможно, это тот случай, когда система общего права оказала прямое влияние на стандарты ценностей общества.

В России до сих пор следят за самим жертвой (или жертвой) и ее (его) действиями. "Например, даже если сам потерпевший будет активно участвовать в поддержании разговоров и переписки, вряд ли он сможет рассчитывать на положительный исход дела", - подчеркивает адвокат.

Но здесь возникает другой вопрос. Что делать, если жертва вдруг примет приглашение то ли по наивности, то ли из страха (главная претензия голливудских актрис?

Опять же, ответ кроется в тексте закона. Где есть страх, там есть и принуждение, которое легко может попасть под статью 133 УК РФ. Однако эксперты утверждают, что наивность и неграмотность не являются вескими аргументами в суде. В этом случае вам остается только продолжать находить в себе силы работать над своими ошибками и пресекать неприятное поведение коллег и начальства в зародыше. «У каждого из нас бывали в жизни ситуации, когда мы были слабы, поддавались манипуляциям или не могли найти лучшего решения… Это печально, но это правда. Никто из нас Мы не идеальны. Наши ошибки – это наша жизнь опыт, из которого нам нужно сделать выводы, чему-то научиться и как-то измениться», — советует психолог Анна Карташова Масу.

В любом случае, обращаетесь ли вы в органы власти или нет, на уровне компании или правительства, помните, что вы имеете полное право бороться с дискриминацией на рабочем месте и защищать вашу личную конфиденциальность (вот почему мы также объяснили здесь, почему это важно: `` Это сексизм. Как современное общество унижает женщин»).

Но это единственный способ.

«Нередко информация о сексуальных домогательствах распространяется с целью нанести ущерб репутации компании. Михаил Юсубов, исходя из своего опыта работы в собственной компании, считает, что, как правило, когда такую ​​информацию невозможно проверить, — сказал что суд критически оценивает подобную информацию: "Мы не обязаны оценивать объективность выводов суда, возможно, в таких утверждениях есть доля правды". Мы лишь хотим показать, что при отсутствии формальных оснований или доказательств Не следует обращаться в компетентные органы с целью злоупотребления правами, и это очень часто случается в повседневной работе. Так и происходит».

Короче говоря, вам не следует использовать свое обаяние или сексуальность, чтобы наказывать людей, которые вам не нравятся, или подниматься по карьерной лестнице. В любом случае легально этого добиться невозможно. По крайней мере, не в России.

Эксперт:

Михаил Юсубов — юрист и специалист юридической фирмы «Прайм Лигал» в Москве».

Анна Карташова — работающий психолог, специалист психологического факультета МГУ. Ломоносов, директор собственного психологического центра на Волхонке.

Ольга Туркина

Фото: Гетти Изображения

Больше интересных статей здесь: Успех.

Источник статьи: Ситуация с домогательствами в России не сдвинется с мертвой точки до тех пор, пока мы не прекратим задаваться вопросом «Кто виноват?» и не спросим себя «Что делать?»..