8 упражнений для тренировки творческого мышления: как развить нестандартный подход

Часть 1: Теоретические основы творчества

Если обратиться к словарям, творчество определяется как способность создавать нечто новое и одновременно ценное. Вторая часть этого определения крайне важна, ведь придумать что-то абсолютно новое может практически каждый, но далеко не всякая новинка будет полезной или востребованной. Интересно, что в латинском языке глагол "creare" (создавать) изначально применялся только к богам, а люди считались лишь проводниками идей, которые им подсказывали духи-вдохновители. Лишь в XVII веке польский поэт Мацей Казимеж Сарбевский впервые применил эпитет "творческий" к человеку. Сегодня существует множество теорий, пытающихся объяснить природу креативности. Среди самых известных теоретиков — Алекс Осборн (основатель мозгового штурма), Эдвард де Боно (автор концепции латерального мышления) и наш соотечественник Генрих Альтшуллер (создатель ТРИЗ — теории решения изобретательских задач). Несмотря на различия в подходах, их идеи во многом перекликаются.

Эдвард де Боно предложил яркую метафору для объяснения работы мышления:

  1. Наше сознание подобно песочнице. Когда на песок льется вода, она сначала растекается, а затем начинает собираться в углублениях. Так и в голове: информация и опыт формируют "колеи" — устойчивые шаблоны мышления.
  2. Эти шаблоны помогают нам быстро реагировать на знакомые ситуации (например, один раз уколовшись о кактус, мы впредь будем с ним осторожны).
  3. Объединяясь, шаблоны образуют так называемое вертикальное мышление, которое отлично справляется с повседневными задачами, углубляясь в уже известные паттерны.
  4. Однако именно вертикальное, шаблонное мышление является главным врагом креативности. Для генерации по-настоящему новых идей необходимо выйти за рамки привычных интерпретаций, сломать стереотипы и взглянуть на данные под неожиданным углом.

Каждый из упомянутых исследователей разработал свои методы развития нестандартного мышления. Де Боно учил направлять "воду" мысли вбок (отсюда и название — латеральное, то есть боковое, мышление). Альтшуллер создал 76 стандартов для выхода за рамки обыденного. Осборн делал ставку на коллективный разум, веря, что группа людей, свободно генерирующих идеи, в итоге может найти решение лучше, чем один глубоко мыслящий человек. Но хватит теории — пора переходить к практике!

Часть 2: Практические упражнения для развития креативности

Ниже представлен сборник упражнений, каждое из которых направлено на развитие определенного аспекта творческого мышления. Регулярная практика поможет вам стать не только изобретательнее, но и, как ни странно, может улучшить навыки рисования. А теперь — к делу!

Аспект 1: Преодоление внутреннего критика

Эдвард де Боно считал, что с возрастом люди часто становятся менее изобретательными. Причина в том, что взрослые начинают накладывать жесткие ограничения на собственное мышление, отметая многие решения как "глупые" или "детские". Яркий пример — знаменитый тест с фигурой (рис. 1). Когда его показывают детям и просят назвать, на что это похоже, ученики младших классов легко выдают 40-50 вариантов: дом без трубы, заготовка для самолетика, надкушенная шоколадка. Взрослые же чаще ограничиваются десятком стереотипных ответов вроде "квадрат с треугольником сверху". Мы сами себя цензурируем, считая многие идеи недостойными озвучивания. Первый шаг к творчеству — избавиться от этой гиперкритичности.

Упражнение 1: Задача о девяти точках

Попробуйте соединить девять точек четырьмя прямыми отрезками, не отрывая карандаш от бумаги. Каждую точку можно коснуться только один раз. Это классическая головоломка, которая учит выходить за imaginary boundaries.

Упражнение 2: Свободная интерпретация

Возьмите любую фотографию (например, из журнала) и придумайте 2-3 неочевидные истории о том, что на ней происходит. Допустим, на снимке женщина с буквой "Т" из таблеток на щеке. Почему? Может, она пытается скрыть синяк, полученный от удара о вывеску "Товары для дома"? Или она участница марша с требованием продления декретного отпуска? Запишите свои варианты, какими бы абсурдными они ни казались. Ваша задача — научиться мыслить "по-детски" свободно, без оглядки на внутреннего критика.

Набор для творчества — абстрактная живопись в технике Fluid Art

Узнать цену ООО «Яндекс»

Краски масляные художественные BRAUBERG

Узнать цену ООО «Яндекс»

Набор карандашей ч/г разной твердости

Узнать цену ООО «Яндекс»

Аспект 2: Смена точки входа в проблему

Еще один тест де Боно (рис. 3) предлагает нарисовать фигуру, которую можно одним прямолинейным разрезом разделить на четыре одинаковые части. Большинство людей подходят к задаче линейно и сдаются. Но около 3% находят оригинальные решения, потому что меняют точку входа: например, сначала представляют четыре одинаковые части, а потом думают, какую фигуру они могут образовать. Кто сказал, что проблему нужно решать последовательно от начала к концу? Попробуйте начать с результата или связать задачу со случайным образом.

Упражнение 3: Случайный совет от поисковика

Откройте сайт dzen.yandex.ru. Сформулируйте свою проблему (например, "муж слишком много играет в покер" или "не знаю, что разместить в корпоративном календаре"). Нажмите кнопку поиска. Система выдаст случайные изображения и слова. Попробуйте найти связь между этими результатами и вашей задачей. Как "ножницы-лезвия" могут быть связаны с увлечением покером? Может, опасное хобби стоит заменить на резьбу по дереву? Чем более неожиданная и даже абсурдная ассоциация, тем лучше — она ломает шаблонное мышление. И помните правило №1: не критикуйте себя!

Обратите внимание: 5 шагов, чтобы стать успешным.

Аспект 3: Искусство задавать вопросы

Дети — мастера задавать бесконечные вопросы "почему?". Их цель — не просто докопаться до причины, а понять саму структуру явления. Они не принимают ответы вроде "так принято" или "это невозможно". Эта настойчивость позволяет им ежедневно генерировать десятки абстрактных и парадоксальных решений. Взрослым стоит вспомнить этот навык.

Упражнение 4: Шахматная головоломка

Задача для тех, кто знаком с правилами шахмат. Условие: черные начинают и ставят мат в один ход. Простое перебирание ходов по вертикали не поможет (см. рис. 4). Нужно посмотреть на доску под неочевидным углом.

Упражнение 5: Игра в "Данетки"

Наверняка вы знакомы с этой игрой. Ведущий описывает загадочную ситуацию (например: "Человек заходит в бар и просит стакан воды. Бармен направляет на него пистолет. Человек говорит 'Спасибо' и уходит"). Участники должны восстановить полную картину событий, задавая вопросы, на которые можно ответить только "да" или "нет". В интернете множество таких задач. Они учат не сдаваться, копать до конца и не принимать поверхностные объяснения.

Аспект 4: Активация правого полушария

Многие исследователи связывают креативность с активностью правого полушария мозга, отвечающего за образное, целостное и вневременное восприятие. Классический пример — история художника Ловиса Коринта, который разучился рисовать после опухоли в правом полушарии. Профессор Бетти Эдвардс в 1960-х разработала метод обучения рисованию, основанный на "правополушарном" режиме работы мозга. Ее курс не только учит рисовать, но и развивает восприятие, память и способность видеть связи между явлениями.

Упражнение 6: Рисование зеркальных изображений

На левой половине листа нарисуйте профиль лица, отмечая основные элементы: лоб, нос, губы. На правой половине проведите вертикальную линию, которая будет осью симметрии. Теперь ваша задача — нарисовать зеркальное отражение профиля. Ключевой момент: старайтесь не называть части лица про себя ("сейчас рисую нос"), а просто внимательно следите за линией и копируйте ее изгибы. Это переключает мозг с аналитического (левое полушарие) на образный режим.

Упражнение 7: Копирование перевернутого рисунка

Частая проблема людей, которые считают, что не умеют рисовать, в том, что они рисуют не реальные объекты, а их символы (левополушарный режим). Когда такой человек рисует лицо, он изображает схему: круг, два глаза, палочку-нос. Попробуйте скопировать контурный рисунок (например, с рис. 6), но предварительно переверните исходник вверх ногами. Мозг потеряет привычные ассоциации ("это нос", "это глаз") и переключится на правое полушарие, которое будет просто копировать линии и формы. Результат вас удивит!

Упражнение 8: Одновременное рисование разными руками

Для улучшения межполушарных связей попробуйте это сложное, но эффективное упражнение. Возьмите по ручке (или карандашу) в каждую руку. Одновременно попробуйте рисовать одной рукой треугольник, а другой — круг. Первые попытки будут хаотичными, но через несколько минут руки найдут ритм. Если почувствуете головную боль, сделайте перерыв. Освоив геометрические фигуры, попробуйте писать разные слова одинаковой длины разными руками.

Заключение

Методы ТРИЗ, мозгового штурма и латерального мышления продолжают развиваться. Эдвард де Боно, например, до сих пор пишет по книге в год. Его работы "Серьезное творческое мышление" и "Нестандартное мышление. Самоучитель" можно найти на специализированных ресурсах. Для глубокого погружения в рисование и активацию правого полушария рекомендуется книга Бетти Эдвардс "Открой в себе художника".

Итак, ваш путь к более гибкому и изобретательному мышлению начинается здесь. Подавляйте внутреннего критика, меняйте точку зрения, задавайте вопросы и не бойтесь пробовать новое — даже если это кажется странным. Кто знает, возможно, эти упражнения не только сделают вас креативнее, но и откроют неожиданные грани в повседневной жизни.

Редакционная статья

Фото: Getty Images, Архив пресс-службы

Больше интересных статей здесь: Успех.

Источник статьи: Как стать умнее, хитрее, быстрее и креативнее? Мы подготовили целый сборник упражнений для развития нестандартного мышления..