Дорогие читатели! Эта статья продолжает тему великих творцов, чей звёздный час наступил уже в зрелом возрасте. Если вам интересно, какие современные деятели искусства достигли вершин после сорока, вы можете ознакомиться с предыдущим материалом. А сегодня мы погрузимся в эпоху Возрождения и проследим удивительные судьбы двух её титанов, доказавших, что гениальность не знает возрастных границ.
Уильям Шекспир: путь от Стратфорда до «Глобуса»
Уильям Шекспир
История сына перчаточника из Стратфорда — это вдохновляющий пример того, как можно, начав с нуля, не просто догнать, но и перегнать всех в гонке за бессмертной славой. Несмотря на то что многие факты его биографии остаются загадкой, совершенно очевидно: величайшему драматургу Возрождения потребовалось около сорока лет жизни, чтобы обрести настоящий успех.
Стартовые условия Шекспира были далеко не блестящими. Он родился в семье, не имевшей дворянского титула, что в ту эпоху автоматически закрывало двери к престижным карьерам — военной или политической. Более того, молодой Уильям сам лишил себя ещё одной возможности улучшить своё положение: женившись, он потерял право на поступление в университет, поскольку в Англии XVI века высшее образование было доступно лишь холостякам. Так общество поощряло эгоистичный, с современной точки зрения, карьерный путь.
Однако ни воинские звания, ни государственные посты не прельщали Шекспира. Его с юности манила сцена. Но и здесь его ждало препятствие: для приёма простолюдина в официальный театр требовалось особое разрешение. Из-за этого будущий реформатор английского языка около пяти лет не мог ступить на подмостки.
Шекспир компенсировал отсутствие привилегий изобретательностью. Он нашёл малоизвестную труппу, которая юридически не считалась «театром», и присоединился к ней. К тому моменту ему было уже за двадцать пять. А к тридцати годам Уильям Шекспир, будучи драматургом, актёром и пайщиком труппы «Слуги лорда-камергера» (позже он станет совладельцем легендарного театра «Глобус»), превратился в одну из ключевых фигур лондонской театральной жизни.
Именно в возрасте тридцати лет он создал пьесу, ставшую прорывом как для него лично, так и для мировой литературы — бессмертных «Ромео и Джульетту». Большинство же его самых знаменитых произведений, от «Сна в летнюю ночь» до «Короля Лира», были написаны в период с 31 до 42 лет.
Коллаж в редакторе сообщений
Мигель де Сервантес: испытания и бессмертие «Дон Кихота»
Мигель де Сервантес
Рядом с одним гением Возрождения неизменно встаёт другой. В отличие от Шекспира, Сервантес был идальго — носителем дворянского титула. Однако родиться в Испании XVI века ему не повезло.
Если Шекспир происходил из незнатной, но зажиточной семьи, то у Сервантеса всё было наоборот. В 1530-е годы в Испании бушевал кризис мелкого дворянства — идальгии. В наследство от отца Мигель получил в основном долги.
О первых двадцати трёх годах его жизни известно мало, но начиная с 1570 года события навалились на него с такой силой, что хватило бы на несколько трагических и героических романов. Важен исторический контекст: в Испании, из-за многовековой Реконкисты, были сильны антимусульманские настроения. Когда страна вступила в войну с Османской империей, Сервантес записался солдатом в полк морской пехоты. О карьерном росте не могло быть и речи — без офицерского звания путь наверх был закрыт.
В двадцать пять лет Сервантес заплатил за службу высокую цену, оставшись инвалидом на всю жизнь — он потерял подвижность левой руки.
Обратите внимание: На море за пирожки (история успеха).
Однако его снова приняли в армию: в те времена к физическим дефектам относились проще — если человек может держать саблю, он ещё годен.Герою-калеке даже полагалась своеобразная пенсия. Один из офицеров написал рекомендательное письмо королю Филиппу II с просьбой о материальной помощи для Мигеля. Оставалось лишь доставить это письмо по адресу, но корабль Сервантеса был захвачен алжирскими пиратами.
Именно это письмо обрекло его на ещё пять лет неволи. Среди корсаров оказался человек, знавший испанский. Прочитав послание и увидев королевский адрес, пираты поняли, что пленник может принести большой выкуп.
У Мигеля не было современных средств связи, и первый запрос на сбор выкупа он смог отправить лишь через два года, да и то окольными путями. Ещё три года ушло у его небогатых родственников на то, чтобы собрать необходимую сумму.
В тридцать три года Сервантес, наконец освобождённый из плена, вернулся домой калекой и должником. Казалось бы, после таких испытаний «морская романтика» должна была ему опостылеть, но он снова вернулся на службу. Честно говоря, выбора у него не было: флот готов был принять человека, который мог работать хотя бы одной рукой, да ещё и с боевым опытом. Зарплата (хотя её за десять лет не хватило бы на покрытие всех долгов) была лучше, чем ничего.
Именно в этот период Мигель начинает свой путь в литературе. Интересно, что известен он нам прежде всего как романист, однако первые его опыты были связаны с драматургией — и особым успехом они не пользовались. К тому же, Сервантесу постоянно мешала основная работа.
Его жизнь к концу века стала типичной для обедневшего идальго: неудавшаяся военная карьера, провалившееся дело по снаряжению торговых судов, долги, растянувшиеся на десятилетия, три посредственные пьесы и один неплохой пасторальный роман.
Но на пятьдесят девятом году жизни происходит чудо: Мигель де Сервантес публикует первый том «Хитроумного идальго Дон Кихота Ламанчского». История о трагикомическом рыцаре становится сенсационным бестселлером. Успех был настолько оглушительным, что появились мошенники, начавшие выпускать поддельные «вторые тома». Напомним, в начале XVII века понятия авторского права в современном виде просто не существовало.
Как ни парадоксально, даже публикация обоих томов не смогла поправить финансовое положение Сервантеса. Он умер бедным должником, на чьё погребение не хватило даже средств на именной памятник.
Коллаж в редакторе сообщений
Но это вопрос эпохи: в те времена зарабатывать на продаже книг большие деньги было крайне сложно из-за неразвитости контрактной системы в издательском деле. Да и посмертная слава писателей не всегда была приоритетом для общества: даже Данте, признанного гением ещё при жизни, похоронили без особых почестей.
Главное в другом: человек, потерявший здоровье, молодость и деньги, на склоне лет всё же сумел одержать величайшую победу, несмотря на череду жизненных катастроф. Его успех оказался не сиюминутным, а вневременным и вечным.
Спасибо, что прочитали! Как вы думаете, существует ли «идеальный возраст» для успеха? Действительно ли у современной молодёжи больше шансов на признание и быструю карьеру, или мудрость и опыт зрелых лет — не менее ценный капитал?
Автор: Будников Константин, литературовед, независимый писатель медиагруппы Hacknam
Больше интересных статей здесь: Успех.
Источник статьи: Об известных писателях, которые добились успеха после 30 лет.