Скрытая правда о работе курьера Яндекс Еды: как я отказалась таскать тяжести и нашла лазейку в системе

В работе курьера есть особая тема, о которой я всегда молчала, мысленно надеясь, что она меня обойдет стороной. Речь идет о так называемых «приветиках» из магазинов «Магнит».

Для тех, кто впервые читает мой блог: обычно я пишу о творчестве и своем магазине на Etsy, разбавляя истории забавными случаями из жизни двух котов. Но этим летом я решила подработать курьером в Яндекс Еде. Впечатлений накопилось столько, что я не могу молчать. Хочу рассказать, как на самом деле обстоят дела у курьеров, каковы их условия труда и реальные заработки, которые сильно отличаются от рекламных обещаний.

Во время пандемии многие компании увидели возможность быстро заработать. Яндекс оперативно заключил контракты с огромным количеством торговых сетей и супермаркетов на доставку продуктов и не только.

География «приветиков»

В Москве список партнеров Яндекса огромен. У нас в Челябинске всё ограничилось сетью «Магнит», но и этого более чем достаточно. Эти магазины стали расти, как грибы после дождя, вытесняя даже «Пятёрочки». И все они активно рекламируют бесплатную доставку.

А кто же выполняет эту доставку? Конечно, курьеры Яндекса. При этом в рекламе для новых сотрудников ни слова не говорится о том, что тебе может прилететь заказ из «Магнита» весом до 15 кг, который придется нести пешком 40 минут.

Новичков не пугают — сначала они носят легкие бутерброды из «Макдоналдса» на короткие расстояния. Я не была исключением. Месяц я справлялась отлично, ни разу не опоздала. Но затем всё изменилось.

Эволюция заказов: от бутербродов до мешков с апельсинами

Маршруты и заказы стали сложнее. Первый «приветик» из «Магнита» весом 2,5 кг даже обрадовал новизной. Но потом вес стал расти: 4 кг, 5, 6… Когда впервые прилетел заказ на 7 кг, я задумалась и начала писать в службу поддержки: есть ли доплата за такие тяжести? Ведь разница между бутербродом в 100 грамм и грузом в 7 кг — колоссальная.

Оказалось, доплат нет, а вес и вовсе может быть неограниченным — главное, чтобы поместился в курьерскую сумку. Отличная бизнес-модель: тяжелые грузы, которые должны перевозить грузчики на машинах, взваливают на плечи молодежи, а иногда и детей, не доплачивая ни копейки.

Первые относительно подъемные грузы я несла стойко. Помню, как шла в 30-градусную жару в гору с 7 кг за спиной. Местные «бандюганы» замолкали и почтительно расступались. Один даже спросил: «Жарко, да?». Я только выдохнула: «Да, капец!» — и поплелась дальше.

Единственной отдушиной в таких походах была возможность что-нибудь сфотографировать по пути.

Без заказов из «Магнита» смены были вполне терпимыми, и заработок рос — до 1000 рублей за 6 часов. Я надеялась, что мои жалобы в техподдержку что-то изменят.

Система и её изъяны

Позже я узнала от коллег, что если заказ не помещается в сумку, можно вызвать бесплатное такси от Яндекса. Это было спасением. Но в голове вертелся вопрос: а если заказ влезет в сумку, но будет весить те же 15 кг?

Ответ я получила от юного коллеги в ресторане «Журавлинка». Это был совсем мальчик, хотя, казалось бы, есть возрастные ограничения. Он жизнерадостно сообщил, что сегодня уже разнес 5 заказов, а однажды носил 14 кг апельсинов. И уехал на самокатике, улыбаясь.

Вот и вся система: и бутерброд за 100 рублей, и 14 кг апельсинов — одна цена. Нормально? Не думаю.

Точка кипения и маленький бунт

До вчерашнего дня меня это обходило. Но вчера, едва выйдя на смену, я получила заказ из «Магнита» рядом с домом. Список продуктов был огромным. «Вызову такси», — подумала я. Но заказ, хоть и компактный, из-за апельсинов, бананов и молока потянул на более чем 8 кг. Я физически не могла его поднять.

Я вызвала такси, отправила фото и объяснила ситуацию. В ответ получила шаблонное: «Размер соответствует норме, вес не более 15 кг, упакуйте и доставьте». Началась бессмысленная переписка с поддержкой, которая твердила одно и то же.

Кто устанавливает эти нормы? Яндекс, который строит бизнес на эксплуатации женщин и детей? В условиях пандемии такие заказы становятся всё популярнее. Люди заказывают всё, даже 5-литровые бутыли воды. И им это приносят бесплатно, вернее, за те же 100 рублей.

Во мне вскипел революционный дух. Я решила не отступать. «Хоть увольняйте», — подумала я и отменила заказ.

Открытие, которое меняет всё

Парень по имени Макс, который собирал заказ в «Магните» и сам когда-то работал курьером, дал мне золотой совет: «Не принимай такие заказы. Когда поступает заказ, в Telegram-чат приходит список товаров. Посмотри. Если не устраивает — не жми кнопку «Принять». Штраф — всего 25 рублей, и всё».

Всего 25 рублей? И я могу сама выбирать заказы? Отказываться от адских маршрутов и тяжелых «приветиков»? Я, как честный новичок, даже не догадывалась об этом. Опытные курьеры, видимо, так и делают — фильтруют заказы в свою пользу.

Конечно, теперь я буду выбирать! Пусть штрафуют на эти 25 рублей, это не критично. А еще я недавно купила на «Авито» самокат. Надеюсь, с ним работа пойдет быстрее. Может, месяц покатаюсь и сравню заработки.

Вот такая история моего маленького бунта и большого открытия. Всем удачи!

Больше интересных статей здесь: Успех.

Источник статьи: Бунт курьера Яндекс Еды. Первый раз отказалась нести заказ до клиента.