Внешний успех и духовное преуспеяние

«Духовное преуспеяние проявляется в смирении. Насколько кто смирился, настолько преуспел». (преп. Андроник (Лукаш)

Психология успеха – то, чем сегодня пронизано общество. Ребенок еще ходит пешком под стол, а ему уже подыскивают детский сад, где будут обучать азам английской грамматики. «Моему четыре года, а он уже освоил компьютер», – нередко услышишь от счастливых родителей. Когда чадо подрастает – его отдают в кружок по программированию, скорочтению и нанимают репетитора по китайскому языку. Вряд ли кому-то придет в голову делиться тем, что его отпрыск цитирует «Библию в пересказе для детей» или знает наизусть молитвенное правило. Сомнительно, что кто-то, подобно апостолу, будет «хвалиться немощами», или вслед за святителем Лукой Крымским скажет: «я полюбил страдание». Радоваться в скорбях – это прекрасно, но с каждым годом этот идеал все больше становится похожим на величественный монумент, к подножию которого мы иногда приносим цветы своих мыслей. Нам приятно, что мы относим себя к разряду тех людей, которые живут ради Царствия Небесного, но, тем не менее, бОльшая часть наших действий направлена на то, чтобы быть обеспеченными и «состоявшимися» людьми в этой, земной жизни.

В России, в которой деньги еще не являются таким фетишем, как на Западе, успех не всегда ассоциируется с богатством. Однако скОлькие из нас попадаются на другую уловку, разделяя зарубежные идеи саморазвития и личностного успеха, которыми буквально заряжен воздух? Мы хвалим тех, кто построил блестящую карьеру, сколотил огромное состояние, достиг колоссальной известности – «сделал себя сам». Но день за днем борясь за место под солнцем, мы мало-помалу забываем об Источнике света. Забывая о том, что сами «не от мира сего», мы все чаще ищем дружбы с этим миром.

Как-то один мой знакомый священник сказал с чувством: «Современные люди суетятся, и все равно не имеют успеха в делах. Я им говорю: “Выделите из ваших дней воскресенье для похода в храм, и жизнь изменится”. Но они держатся за свое время, и дела у них идут все также плохо». Отчасти это утверждение верно, но вместе с тем оно несет в себе страшный отпечаток все того же культа успеха, согласно которому исполнение заповедей и соблюдение обрядов есть залог благополучия. Однако Христос не обещал нам комфортное пребывание на земле: «В мире будете иметь скорбь» (Ин. 16:33), – звучит Его предупреждение сквозь столетия.

Обратите внимание: На море за пирожки (история успеха).

Блаженными Он называл гонимых и поношаемых, нищих духом и плачущих. Как далеко такое понимание блаженства от нашего собственного сегодня!

Современный человек не только не ищет страданий, подобно юродивым, самоограничения, подобно аскетам, он даже не мыслит, что всякое такое самоограничение и всякое такое страдание – есть «золотой» капитал, который он откладывает в вечность. Потому рядовой индивид склонен, скорее, прибегать к помощи психолога или действию антидепрессантов, когда на него обрушивается не только горе, «которое не унять», но и банальное недоразумение на работе, ввиду которого его понижают по карьерной лестнице или срезают треть оклада. Не таким было умонастроение христианина еще в середине XX века. Как-то примерно в эти годы в церковь зашла одна раба Божия и безутешно плакала. Мало-помалу вокруг скорбящей образовалась небольшая группа людей, каждый из которых задавал похожие вопросы: «У вас что-то случилось? Кто-то заболел? Умер?». Переведя дыхание плачущая ответила: «Нет, у меня все хорошо: Господь меня оставил…». Парадоксально, но для нас богооставленность измеряется в диаметрально противоположных вещах. Мы начинаем ударять в Небеса, когда теряем признание, лишаемся успеха, денег, здоровья. Нам невдомек, что ближе ко Христу гонимые и скорбящие, у-БОГ-ие, которые являются аутсайдерами в здешнем мире.

Однако рецепт вовсе не в том, чтобы все раздать и уйти с высокооплачиваемой работы мыть подмостки. Истинный успех, как и Царство Божие, носит не столько внешний, сколько внутренний характер, поскольку сущность его в смирении. О смирении же святые отцы писали так: «Только тогда истинное смирение будешь иметь, когда всего себя недостойным признаешь, то есть ни пищи сладкой, ни платья богатого, ни дому красного, ни постели мягкой, ни почитания людского, ни места вышняго, но всякого неблагополучия достойным себя признаешь». Именно последней самоидентификации – признания себя достойным всякого неблагополучия – так не хватает современному человеку. Даже ходя в храм, мы почитаем себя заслуживающими тихой и безмятежной жизни: ведь ходим, ведь молимся же! От такого состояния самодовольства недалеко до настоятельных молитвенных просьб улучшить жизни, тогда как просить надо единого на потребу, которое не смогут отнять ни болезнь, ни смерть.

Хорошо бы нам в годину культа внешнего успеха обратиться ко внутреннему, духовному преуспеянию. Духовное же преуспеяние, по слову преподобного старца схиархимандрита Андроника (Лукаша) проявляется в смирении: «Насколько кто смирился, настолько и преуспел».

Автор: Юлия Ростовцева

Больше наших статей смотрите тут.

Так же у нас ЛУЧШАЯ Библия онлайн с толкованиями Святых отцов на каждый стих , заходите.

И видео лекции на каждую главу Библии современными богословами и учеными, смотрите.

Изучать Библию с Экзегет интересно! Крупнейшая Библейская ВИКТОРИНА.

Больше интересных статей здесь: Успех.

Источник статьи: Внешний успех и духовное преуспеяние.

\