Термин «Сканер» был введён в обиход писательницей и коучем Барбарой Шер. Впервые он появился в её книге «Мечтать не вредно» в 1994 году, а позже получил развитие в более современной работе «Отказываюсь выбирать». Сканер, или Мультипотенциал, — это тип личности, для которого характерно множество разнообразных увлечений и интересов. Такому человеку сложно долго концентрироваться на одном деле, так как он начинает ощущать это как ограничение своей свободы и любознательности.
Хотите понять, относитесь ли вы к этому типу? Для этого достаточно честно ответить на три ключевых вопроса.
1. Часто ли у вас появляются новые увлечения или хобби?
2. Легко ли вам схватывать суть новых областей знаний или навыков?
3. Теряете ли вы интерес к занятию, когда оно превращается в рутину и требует глубокой, но монотонной проработки деталей?
Если вы ответили «да» на все три пункта, то, вероятно, вы — типичный сканер. И это не недостаток, а особенность вашего мышления.
Сильные стороны сканеров (мультипотенциалов) делают их ценными в современном мире:
- Генерация идей: Способность видеть связи между разными областями и создавать инновационные решения.
- Скорость обучения: Умение быстро осваивать новые навыки и входить в курс дела.
- Гибкость и адаптивность: Лёгкость переключения между задачами и проектами, что особенно важно в условиях нестабильности.
Кто такой мультипотенциал на самом деле?
Более современное и популярное определение дала исследовательница Эмили Вапник. Она описывает мультипотенциала как человека с множеством различных интересов и творческих занятий. Это не просто дилетант, а тот, кто может достичь профессионального уровня в двух, трёх или даже более совершенно не связанных между собой областях. В отличие от узкого специалиста (эксперта), мультипотенциал — это синтезатор знаний.
Важно понимать: мультипотенциалы — не особый вид людей, родившихся с неутолимой жаждой знаний. Они просто сумели сохранить то, что есть в каждом ребёнке: естественное, ничем не ограниченное любопытство ко всему на свете.
Давайте вспомним детство. Никто не рождается с готовой специализацией. Ребёнок тянется ко всему: пробует, исследует, иногда даже лизнёт что-нибудь неожиданное. Это и есть чистый, неограниченный интерес. К сожалению, часто система воспитания и образования «отбивает» этот интерес. Критика рисунка, запрет на «опасные» эксперименты, неудачный опыт в спортивной секции — всё это шаг за шагом сужает кругозор.
Изначально все мы — мультипотенциалы. Но под давлением обстоятельств, ожиданий общества или требований рынка труда многих «превращают» из «мульти» в «моно». Из разносторонней личности получается узкий специалист. Те, кого называют мультипотенциалами во взрослом возрасте, — это либо те, кому повезло с окружением, поддержавшим их разнообразные интересы, либо те, кто осознанно вернулся к этому состоянию, уже будучи взрослым.
Специализация как продукт системы
Узкая специализация — во многом порождение капиталистической экономики. Её логика проста: хочешь хорошо зарабатывать — стань экспертом в востребованной области. Система оплаты труда часто строится по принципу: чем уже и глубже специализация, тем выше цена.
Парадокс в том, что система общего образования, особенно школьная, по идее должна воспитывать как раз разностороннюю личность: давать основы спорта, искусства, наук. Но на выходе общество и рынок ждут от человека чёткой специализации. Родители, сами будучи «специалистами», часто неосознанно направляют детей по тому же пути, готовя из них «винтик» для системы. Фраза «будущий юрист» или «будущий программист» звучит почти как приговор многогранности.
Интересное исключение в этой системе — предприниматель. По сути, успешный предприниматель — это мультипотенциал, который вынужден быть специалистом сразу в нескольких смежных областях: маркетинге, финансах, управлении, продукте. А привычка учиться и осваивать новое часто приводит его и в совершенно незнакомые сферы.
Сколько профессий можно освоить за жизнь?
Давайте посчитаем. Известный «правило 10 000 часов» Малкольма Гладуэлла, говорящее о времени, необходимом для достижения мастерства, можно адаптировать более гибко.
- Профессиональный уровень (достаточный для работы): около 2000+ часов (примерно год интенсивной работы).
- Высокий профессиональный уровень: 6000+ часов.
- Эксперт мирового уровня: те самые 10 000 часов.
Например, основы программирования для начала карьеры можно освоить и за 1000 часов (полгода). Стандартное университетское образование даёт около 2500 часов по профильным предметам за 5 лет, что теоретически должно готовить «профессионала».
Представим выпускника в 22 года, который понимает, что его знаний недостаточно. У него впереди около 38 лет активной карьеры (до 60 лет). Что он может успеть?
- Познакомиться на базовом уровне с 20-30 различными профессиями или областями.
- Достичь высокого профессионального уровня в 5-10 разных сферах.
- Стать признанным экспертом мирового уровня в 2-3 областях.
Это идеальная модель, но даже если сократить эти цифры вдвое, потенциал для многогранного развития остаётся колоссальным. Всё упирается не во время, а в желание, энергию и готовность человека выходить из зоны комфорта.
Путь к своей многогранности: как начать?
Часто можно встретить людей, которые настолько срослись со своей единственной профессиональной ролью, что кроме неё их ничего не интересует. Проблема даже не в отсутствии интересов, а в глухой психологической защите, которая срабатывает при попытке обсудить что-то новое. Эти убеждения — «я навсегда менеджер», «я чистый гуманитарий», «работать можно только по найму» — и есть главный барьер.
Как же превратиться из «моно-потенциала» обратно в «мульти-потенциала»? Ответ парадоксально прост: нужно начать получать новый опыт.
Первым шагом должно стать изменение базового убеждения. Вместо «я — специалист в области X» попробуйте принять установку: «я — человек, способный освоить многое». Затем — действуйте, даже если это кажется несерьёзным или далёким от вашей основной деятельности.
Несколько примеров для вдохновения:
- Программист? Запишись на танцы или в театральную студию.
- Менеджер? Начни рисовать или лепить.
- Инженер? Освой боевое искусство или научись играть на музыкальном инструменте.
Больше материалов на тему личностного роста и успеха вы найдёте в разделе: Успех.
Данная статья основана на материале: Мультипотенциал или человек сканер.