Основы проектной деятельности. Тема 2.

Содержание

Тема 2. Формирование команды проекта

Команда проекта

Основы проектной деятельности. Тема 2.

Участники проекта

Проекты выполняются людьми и для людей. Это взаимодействие порождает множество управленческих задач, необходимость выстроить процессы совместной работы между участниками.

Прежде всего определим, кого будем понимать под участниками проекта.

Участники проекта – это физические и/или юридические лица, которые непосредственно вовлечены в реализацию проекта.

И Исполнитель, и Заказчик обязательно являются участниками проекта. А вот сотрудник, который просто интересуется, как идет проект, уже не входит в группу участников. Такие сотрудники относятся к категории «заинтересованных сторон проекта» (или на английский манер, «стейкхолдеров»).

О работе с заинтересованными сторонами более подробно будет рассказано в следующих лекциях. Сейчас же скажем кратко, что под заинтересованной стороной будем понимать персону, группу, организацию, систему, которые могут повлиять на проект или чьи интересы затронет выполнение проекта.

В данном разделе сконцентрируемся на изучении участников проекта, на тех, кто непосредственно его выполняет.

Критически важным для управления проектом является с самого начала понимать персональную мотивацию и ответственность участников в выполнении проекта и получении требуемых результатов:

  • Во-первых, ожидания от проекта и требования формируются непосредственно во взаимодействии участников, а не появляются сами собой в голове у руководителя проекта.
  • Во-вторых, выполнение осуществляется командой участников, от профессионализма и взаимодействия которых напрямую зависит результат.

Поэтому важной частью методов управления проектной деятельностью является формирование ролевой модели участников проекта. Это позволяет идентифицировать, кто какие функции выполняет, и помогает строить управление и взаимодействие с использованием отработанных типовых подходов и методов.

Формирование команды

Талант побеждает в играх, а команда и интеллект выигрывают чемпионаты. © Майкл Джордан, легендарный баскетболист

Talent wins games, but teamwork and intelligence wins championships. © Michael Jordan, “the greatest basketball player of all time”

Команда проекта – это временная рабочая группа, выполняющая работы по проекту и ответственная перед Руководителем проекта за их выполнение.

Для команды проекта (как, в целом, и для любой другой команды) характерны следующие признаки, позволяющие получить синергетический эффект от взаимодействия:

1) Наличие разделяемой общей цели. Например, как в хоккее, общая цель команды  – забить больше шайб, чем соперник; или как для симфонического оркестра цель – исполнить сочинение Иоганнеса Брамса.

Обратите внимание: 5 шагов как избавиться от стеснитеьности.

Представьте, если вместо того, чтобы работать на общую цель исходя из своей роли, каждый будет «играть» своё.

2) Наличие участников с дополняющими способностями (функциями). Если в команде одни вратари или виолончелисты (если вы, конечно, не 2Cellos), сложно будет достигнуть цели.

3) Согласованность и взаимодействие. Доверие, взаимная ответственность, благодарность, командное принятие решений – «Один за всех и все за одного».

Ситуация, когда между участниками отсутствует доверие, они безответственно относятся к задачам проекта и безразличны к получаемым результатам, боятся спорить и приходить к согласованному решению – говорит о том, что это скорее группа, чем команда.

Следующие вопросы помогут понять, команда вы или еще нет.

  1. Разделяет ли каждый участник цель проекта?
  2. Понимает ли каждый участник как свою ответственность, так и ответственность остальных участников в проекте?
  3. Дополняете ли вы друг друга по способностям (функциям)?
  4. Не боитесь ли вы спорить друг с другом по острым вопросам? Открыто ли выражаете свое мнение?
  5. Отмечаете ли вы успехи, благодарите за помощь друг друга?
  6. Принимаете ли вы большинство важных решений совместно? Поддерживает и выполняет ли каждый участник потом эти принятые решения?

Если на большинство вопросы вы ответили «Да», то вероятнее всего команда сформировалась.

Скорее всего вам уже доводилось работать в команде, а значит вы могли прочувствовать на себе, что потребовалось время для «созревания» – от группы малознакомых друг другу людей до сплоченной команды. Действительно, производительность команды не стабильная, а меняется со временем: сначала команда раскачивается, затем начинает осознавать свои задачи и, в конце концов, наступает эффективная работа (а если не наступает, то команда распадается).

Исследованию динамики развития команд посвящено множество работ, рассмотрим одну из наиболее используемых, предложенную Брюсом Такманом (Bruce Tuckman). Б. Такман выделил пять стадий развития команд, которые имеют свои особенности, знание о которых позволит избежать трудностей и выстроить эффективную работу над проектом.

  1. Формирование, Forming
  2. Столкновение, Storming
  3. Нормализация, Norming
  4. Исполнение, Performing
  5. Закрытие, Adjourning

Самое важное в этой модели то, что после воодушевления и эмоционального подъема от новой деятельности обязательно наступает стадия разочарования и конфликтов (возможные причины: непредвиденные проблемы, несовпадение взглядов, отсутствие лидерства и т.п.). И справившись с этими причинами (начав улаживать разногласия, понимать свою роль и поставленные задачи) наступает стадия нормализации. Все в ваших руках!

Больше интересных статей здесь: Успех.

Источник статьи: Основы проектной деятельности. Тема 2..

\