Галина Голембовская знает, как сделать так, чтобы непреодолимое желание шить уникальные куклы превратилось в серьезный бизнес, а хобби продолжало радовать и помогало двигаться вперед каждый день.
«GGtoys-school» — авторский курс по шитью кукол с харизмой. Здесь девочек и всех заинтересованных обучают шить кукол. В ноябре школе исполняется один год, и это один из самых творческих продуктов на платформе для онлайн-школ «АнтиТренинги». Сегодня говорим с основателем школы Галиной Голембовской.
Платформа «АнтиТренинги» (далее АТ): Галина, расскажите, в какой момент в вашей жизни появились куклы?
Галина Голембовская, руководитель онлайн-школы «GGtoys-school» (далее ГГ):
Семь лет назад я увидела в сети работы одного мастера. Это, конечно, были другие куклы, не такие, как сейчас делаю я. В одну из кукол я влюбилась с первого взгляда. Очень хотела ее приобрести, но цена тогда для меня была великовата. Я мучилась, мучилась и решила попробовать сделать куклу сама. Навыки швеи мне привили с детства. Мама шила, я наблюдала, помогала ей чем-то, это было мое хобби с детства.
Сначала обратилась к этому мастеру с просьбой меня научить, но последовал отказ – она не обучала. Я стала копаться в Интернете, искать, смотреть работы других мастеров, проходить мастер-классы, все пробовать и по крупицам собирала знания в единое целое. С течением времени уже родился и мой авторский образ. К процессу подключилась фантазия, и я начала придумывать своих кукол. И так постепенно получилось то, что получилось.
АТ: Галина, сколько ушло времени на то, чтобы обучиться и сшить первую куклу, и какая это была кукла?
ГГ: Знаете, времени на первую куклу ушло совсем немного, но и кукла соответствовала моему опыту на тот момент. Терпения было совсем мало, а желание, рвение переполняли. Руки чесались уже что-то сшить. Это была очень примитивная кукла, и она до сих пор живет со мной. Обучалась я постоянно. Я до сих пор обучаюсь, что-то просматриваю. Перенимаю опыт других мастеров. Сейчас, например, меня интересует технология изготовления пластиковых кукол. Это не значит, что я планирую поменять сферу деятельности. Просто я вдохновляюсь, обучаясь у других профессионалов, может быть, даже немного из другой области. Я черпаю вдохновение, фантазии, появляются новые образы, идеи. Этому способствуют работы других мастеров. Не копирование, а такое, скажем, пополнение своей фантазийной базы.
С опытом мои работы постоянно эволюционируют. Есть план развиваться дальше - усложнять свои куклы, делать их интереснее, качественнее, практичнее для игр, добавлять подвижности. Я постоянно занимаюсь саморазвитием и самообразованием. Именно это позволяет моим куклам становиться все лучше и лучше.
АТ: Галина, а как получилось, что вы не остановились на первой кукле, а стали продолжать это дело?
ГГ: Я не могу объяснить. Вы знаете, когда чего-то очень сильно хочется, такой, образно выражаясь, появляется зуд. Понимаешь, что его просто невозможно остановить. Мне это нужно, меня это вдохновляет, оживляет, дает энергию, и я не могу ни спать, ни есть. Даже во сне я вижу эти образы, при том, что это не больная фантазия. Ты просыпаешься среди ночи, и как музыканты, как поэты, которым приходят слова на ум и музыка среди ночи, они встают и записывают, так и я: хоп! — лампочка загорелась. Это невозможно объяснить. Это просто любимое хобби, которое переросло в нечто большее.
АТ: Галина, скажите, вы делали кукол для себя или сразу думали их продавать? Какая была цель?
ГГ: Безусловно, останавливаться только на хобби я не собиралась. Начинала для себя, мне это нравилось, было интересно посмотреть, а что получится, что будет дальше. Я видела, какие красивые вещи делают другие люди, у меня чесались руки и хотелось попробовать так же. Я понимала, что у меня получается хорошо, что появляются новые идеи. Видела, что мои работы нравятся друзьям. Я, конечно, не говорю о первых куклах - в них я видела, что хочется доработать, где прихрамывает качество. Я постоянно их переделывала. Шила их для себя, делала тренировочные версии, исправляла. Сшила, распорола, переделала, пока не получилось что-то более или менее хорошее, что понравилось другим. И самое главное - люди готовы были дать мне за это деньги. И тогда, естественно, я поняла, что на этом можно еще и заработать.
АТ: Кто были вашими первыми критиками, кому показывали и чье мнение было важным, кроме вашего?
ГГ: Родные, близкие, друзья. Скажем так, я слушала, прислушивалась, но делала по-своему.
АТ: Кто стал вашим первым заказчиком?
ГГ: Первый покупатель скорее. Не заказчик, потому что кукла была уже готова. Это была моя коллега, мы работали вместе, и она купила у меня куклу. По-моему, за 1800 рублей, я уже сейчас не помню точно.
АТ: Какие у вас были ощущения от первой продажи?
ГГ: Было ощущение «вау, круто»! Что-то созданное моими руками будет где-то еще находиться, возможно, жить в другом городе. Впоследствии ребята уехали из города, так что пророчество сбылось. И, конечно же, это ощущение крутости от того, что ты понимаешь, как вырос в собственных глазах, взял новую высоту.
АТ: С чего началось ваше преподавание в онлайне?
ГГ: По образованию я педагог. Мне всегда нравилось преподавать, учить, обучать. Я снимала небольшие мастер-классы и продавала. Получала большое количество отзывов, откликов о том, что у меня круто получается объяснять, что доходчиво всё. Материал делала подробный, старалась объяснять понятно. Покупая мастер-классы других авторов, я не только учусь их мастерству и черпаю полезные идеи, но и смотрю, в чем ошибаюсь. Слушаю, как говорит мастер. Поскольку я филолог по образованию, то на автомате улавливаю ошибки в речи, например, в интонации. Понимаю, как комфортно мне хотелось бы, чтобы звучал урок, как бы он выглядел. Всегда прислушиваюсь к пожеланиям своих учеников и на основе всей этой информации развиваю свои онлайн-уроки.
АТ: Галина, а как в итоге сложилась ваша педагогическая карьера?
ГГ: Я закончила педагогический вуз. Филологический факультет с уклоном в иностранные языки. Долгой истории с преподавательской деятельностью у меня не сложилось по причине отсутствия финансовой мотивации. Я была специалистом без опыта, и оплату предлагали совсем небольшую. На тот момент, я помню, снимала квартиру, и мне предложили зарплату, сумму в два раза меньше той, которую я платила за жилье. Тогда я и поняла, что преподавателем мне не быть. Опыт же очень пригодился.
АТ: Галина, получается, что вы в итоге все равно учите людей. Есть ли какой-то авторский подход, который вы используете в вашей онлайн-школе?
ГГ: Я думаю, да, есть. Он прослеживается в деталях, в самом образе. Мои работы отличаются от других подобных кукол.
Мастеров, таких как я, очень много, но, как говорится, руку мастера видно все равно. Зачастую сами авторы, которые уже шьют, но еще себя не нашли, копируют других, и их работы похожи друг на друга. Моих кукол видно сразу. Я могу это с уверенностью говорить, не хвастаясь.
АТ: Узнают ли покупатели ваши куклы среди других?
ГГ: Да, узнаваемость есть. Мой авторский почерк. Понятно, что некоторые техники я брала у других мастеров, но мы все на основе чего-то учимся. И как люди, куклы, они похожи друг на друга. Кукла есть кукла. Каждый мастер, пытаясь выделиться, привносит что-то свое. Я придумываю детали, нюансы, чтобы создать «изюминку» именно моей работы, чтобы она выделялась из «толпы».
АТ: Желание открыть онлайн-школу появилось внезапно или вы планомерно к этому шли?
ГГ: Я давно к этому шла. Мне хотелось выйти на более серьезный уровень. Были, конечно, мои мастер-классы, как я раньше сказала, но хотелось большего. И мною двигали не только идейные какие-то моменты. Да, естественно, мне хотелось больше зарабатывать. Как все здоровые люди, я стремлюсь к развитию и финансовой части. Запускать онлайн-школу я училась в «Акселераторе». Но онлайн-школу открыла еще на втором месяце обучения, так мне не терпелось это сделать.
Тему онлайн-бизнеса я зондировала задолго до того, как поступила на обучение, но к окончательному решению меня подтолкнуло именно оно. Желающих пройти большой курс по пошиву куклы оказалось очень много. Потому что мастер-класс, который я проводила, был по старым куклам, по более примитивным. А к моменту запуска школы я уже шила кукол более сложных и интересных.
Всем было интересно. А делать просто очередной мастер-класс мне не хотелось. Я уже тогда осознала, что важна статусность. А это можно было осуществить, только имея онлайн-школу на одной из образовательных площадок. Посоветовавшись с ребятами, которые в этом понимают, я выбрала для открытия школы платформу «АнтиТренинги».
АТ: Галина, а что позволило так быстро стартануть, всего два месяца?
ГГ: Идеи были готовы давно. Материал снимала, как говорится, не покладая рук. Помощники монтировали и обрабатывали видео. Желание запуститься было очень сильным, и оно давало мне много энергии. Школа стартанула, когда некоторые материалы еще были в процессе съемки. Открывала уроки не сразу, а по мере их готовности.
АТ: Прибегали ли вы к помощи продюсера?
ГГ: Нет. Я работаю без продюсера. Есть несколько помощников и всё.
АТ: Техническую платформу, вы сказали, вам посоветовали профессионалы. А ведете все дела на платформе сами?
ГГ: Да. Это оказалось не так страшно, как кажется. В общем-то, могу сказать, что не было никаких проблем. Сейчас у меня курс с неограниченным доступом по срокам для учеников, и мне бы хотелось попробовать формат с дедлайнами. К концу года я планирую запустить новый проект и опробую на нем эту механику.
АТ: Какая функция «АнтиТренингов» полезна вам больше всего?
ГГ: Не могу такой выделить. Отчеты, домашние задания, удобно, что всё консолидировано на одной платформе, что все общение происходит в одном месте. Человек просмотрел урок, сделал домашнее задание, получил от меня обратную связь, то есть всё достаточно удобно.
АТ: Как часто к вам на курс приходят талантливые ученики?
ГГ: Очень много талантливых девочек. Не все шьют. Многие покупают курс, но заходят и обучаются очень редко. Кто-то купил и ни разу не заходил. А из активных, процентов 40-50 действительно талантливые. Я наблюдаю за некоторыми девчонками и удивляюсь, насколько у них здорово получается, потому что я вдохновляюсь не только другими мастерами, но и своими ученицами. Им удается найти свое направление и придать работе собственный стиль.
АТ: То есть они не копируют ваши куклы?
ГГ: Поначалу копируют. Я к этому спокойно отношусь, к копиям — ну, с чего-то должен начать человек, он ищет себя. Кто-то копирует, потом вообще уходит в другую сторону, то есть он что-то добавляет свое, чего нет у меня, например. Да, копирует большинство, но постепенно, постепенно начинают поиск себя и добавляют что-то новое. Но есть и те, кто остается на копиях.
АТ: А ваша аудитория, она приходит делать кукол для себя или также хочет выйти на какой-то бизнес-уровень?
ГГ: Я думаю, что все-таки больше на продажу. Есть те, которые для себя шьют, просто интересно. У меня несколько человек, с которыми я лично общаюсь, женщины взрослые, самодостаточные, но им нравится вот это хобби, притом, что они уже покупали мой старый мастер-класс, им интересно, они следят за моим творчеством и хотят попробовать себя дальше. Но это не ради продаж, а просто нравится.
АТ: Нет ли у вас страха конкурентов?
ГГ: Безусловно, конкуренты есть. Я понимаю, что не будь этой конкуренции, я бы остановилась в своем развитии, начался бы процесс стагнации. А так я смотрю на успехи других и постоянно ищу что-то новое, мозги начинают работать. Это заставляет меня развиваться.
АТ: Чтобы прийти к вам учиться, какой уровень знаний необходимо иметь?
ГГ: Конечно, нужно иметь какие-то номинальные, базовые знания, скажем, уметь держать иголку с ниткой в руках, сделать наметочный шов, уметь работать на машинке, но это не профессиональные навыки, а начальные, чтобы можно было просто прострочить, сделать закрепку. Всё остальное я показываю крупным планом, детально расписываю, раскладываю всё в своих уроках. Научиться шить можно, девчонки шьют даже вручную. У некоторых нет швейной машинки, они шьют руками. Понятно, что процесс гораздо дольше идет, но тем не менее.
АТ: Чувствуете ли вы себя комфортно, преподавая в онлайн-среде, и есть ли разница между тем, как вы преподавали при личных встречах, и тем, что сейчас реализуете в школе?
ГГ: Если говорить обо мне, то мне комфортнее в онлайн-школе. Во-первых, я могу охватить большее количество учеников. Это удобно. Нет ограничения по времени. Ученик может обучаться тогда, когда у него есть время, может задать вопрос, когда он у него возник. Это удобно со всех сторон и выгоднее тоже. В офлайне, когда мы видим вживую, как действует мастер руками, естественно, отдача будет больше. Но это и дороже, и дольше. Онлайн-школа полностью себя оправдывает по всем параметрам. И для меня как учителя, и для учеников.
АТ: Насколько широка география обучения в «GGtoys-school»?
ГГ: Очень. Это не только Россия, это англо-, арабско-язычные страны. Мой курс настолько подробно снят, что многие девочки шьют, не зная языка. И, кстати, один из пунктов моего плана – это сделать титры на английском, чтобы англоговорящим студентам тоже было максимально понятно.
АТ: Год почти прошел со дня открытия вашей школы. Можете ли вы оценить, насколько вы ею довольны?
ГГ: Школой довольна, собой - нет. Но это, скорее, придирчивое отношение к себе как к создателю и к человеку, которому нужно развиваться дальше. Я чувствую, что я могу больше. Есть идеи, но не всегда это получается, что-то не успеваю, где-то ленюсь. Есть к чему стремиться.
АТ: Каких успехов можем ожидать от вас в ближайший год?
ГГ: Я планирую новый курс по созданию шарнирной куколки. Однозначно, всё будет новое в плане выкроек. В общем, не буду забегать вперед, но скажу, что сделаю новый курс, и он будет доступен англоязычным ученикам. Будут либо титры, либо полностью переведен текст. Опробую формат дедлайнов.
АТ: Вы домашние задания все сама проверяете?
ГГ: Да. Этого я никому не могу доверить. Например, мне друзья говорят: «Ты вот шьешь куклу, у тебя так много заказов, почему ты себе девчонок не наберешь?» У меня есть помощница, которая мне отшивает сами заготовки, строчит, набивает детали, но сам процесс формирования образа и приклеивания волос, сбор этих деталей я не могу никому доверить, потому что это творческий процесс. Другой человек не может залезть в мою голову и моими мозгами думать, это могу сделать только я. Мои руки – это мои руки. Каждый делает по-своему. Другой мастер с моей же куклой начнет работать – уже по-другому будет. Так и здесь, домашние задания я сама уже смотрю, проверяю и девчонок направляю, если есть необходимость.
АТ: Галина, есть ли у людей особенные пожелания, когда они у вас куклы заказывают?
ГГ: Конечно, да. Мне зачастую клиенты присылают фотографии своих детей, себя в детстве, или себя нынешних. Я объясняю, что мои куклы не портретные, они скорее мультяшные, но добиться сходства возможно за счет цвета волос, примерной прически, цветотипа, одежды, аксессуаров. Всё примерно. Но людям нравится. Многие находят в образах моих кукол себя маленьких, своих детей или друзей. Говорят: «Ой, она прям похожа! Такой же взгляд». Хотя, казалось бы, две бусинки вместо глаз. Но тем не менее это и есть моя изюминка.
АТ: Галина, хочется ли кому-то сказать спасибо за то, что всё получается?
ГГ: Да. Хочу сказать спасибо, во-первых, тому мастеру, которая не научила, и благодаря этому я полезла в Интернет и начала шить сама, и сказать спасибо за то, что не слушала никого. Ведь я ушла из офиса с хорошей должности, не послушав никого, и занялась своим делом, развивая свое хобби. Ну, конечно же, сейчас я уже могу говорить спасибо своим близким, которые поддерживают меня. Раньше, конечно, когда я уходила из офиса, все крутили у виска: «Куда ты собралась? Сколько же тебе нужно сшить кукол, чтобы отбить свою нынешнюю зарплату?»
АТ: Хотите что-нибудь сказать тем, кто думает пойти учиться шить куклу и сомневается?
ГГ: Я всегда девчонкам своим говорю «не бойтесь». Многие боятся сделать первый шаг, что-то поменять в своей жизни. Вот я - живой пример. Я попробовала. Было много ошибок, но я продолжала, не боялась, я шла вперед. Нельзя оглядываться, смотреть по сторонам, нужно слушать только себя. И если есть желание, цепляться за это желание и идти вперед. Ведь если не попробуешь, не узнаешь, как оно вообще: приятно или неприятно, а что получится? А вдруг у вас получится такая работа, за которую вы получите награду в будущем. Тут не попробуешь – не узнаешь. Поэтому я всегда говорю: «Пробуйте. Вот вам образцы. Вот вам я, живой пример. Вот вам работы других учениц. Вот вам отзывы. Хотите – всё объясню, всё распишу, всё расскажу». Не бояться и следовать к своей мечте.