Евреи жили в Европе со времен Римской империи. Из-за серии восстаний эта мировая держава заподозрила их. Но она не мешала жить и систематически исповедовать свою веру. Платите выкупной налог - и вот оказывается, что иудейская вера не сильно оскорбляет величие императоров, перед которыми евреи отказались кланяться. Таким образом, дети Сиона были достаточно интегрированы в европейское общество. Даже при немецких варварах, захвативших Испанию, Италию и Галлию.
Серьезных гонений не было до начала 7 века. Евреи были изгнаны из Иерусалима еще во II веке, они всегда надеялись туда вернуться, поэтому и помогли Персидскому государству завоевать город. Когда Византия все-таки победила, она решила устроить для этого мать Кузькина, и готы и франки предприняли аналогичные меры христианской солидарности.
Но потом об этом как-то забыли, и на христианском Западе евреи пользовались почти всем перечнем гражданских прав — они могли покупать и продавать землю и другое имущество, заниматься любым видом деятельности, жить где угодно и передвигаться по своему желанию. Во Франкской империи со времен Карла Великого они пользовались покровительством государства. Отдельных еврейских кварталов не было.
Это была тихая, патриархальная Европа, где всем хватало места, и все жили примерно одинаково. Крестьяне ели кашу несколько недель, раз в месяц позволяли себе зарезать петуха. Горожане питались примерно так же, за исключением того, что они не усердно работали на господских полях. У рыцарей таких проблем не было, но они не позволяли себе излишеств и роскоши. Они отличались от своих крестьян только наличием доспехов, оружия и лошадей и лучшей пищей.
Были жрецы со своими правами и обязанностями, были великие феодалы и короли, но так же жило 99% народа. И 99% представителей того или иного класса жили так же, как и их коллеги. Но затем произошло нечто неожиданное. Уровень производства оставался прежним, население росло, и его уже не хватало на все экономические блага. Дети и внуки уже жили намного хуже, чем их отцы и деды.
Единственным центром силы, способным понять и изменить ситуацию в то время, был римский престол. Латеран, а именно он был тогда резиденцией папы римского, собирал сведения от священников по всей Европе. И потому только там воображали, что уровень жизни становится все хуже и хуже. Крестьянские проблемы мало кого интересовали. А вот большое количество младших сыновей феодалов, не получивших поместий, которые ютились и устраивали ад в округе, - это уже было серьезно.
Наконец, в Риме придумали избавиться от них и организовали крестовый поход на другой конец обитаемого мира. Вероятно, авторы идеи надеялись, что никто не вернется.
Обратите внимание: Почему жизнь за городом подходит не всем. Что заставило меня начать строить свой дом..
Но одновременно с вторжением европейцев мусульманский мир испытал нашествие сельджуков, и феодалы Леванта не смогли дать отпор.Крестоносцы не только вернулись, но и привезли с собой горы золота, которое раньше было негде взять. В то же время они познакомили христианский Запад с восточной роскошью. Выяснилось, что простые рыцари и даже аристократы живут намного хуже, чем их собратья из исламских стран. Этого было достаточно, чтобы прежняя Европа исчезла. Золото приносило инфляцию, а жажда роскоши вызывала социальное расслоение.
Теперь вернемся к первоначальной теме разговора. До крестовых походов евреи жили в Европе, как и все. В городе они были купцами и ремесленниками, в деревне – мелкими землевладельцами и управляющими имениями. Не будем забывать, что их общество было крайне малочисленным. Но это был высокообразованный и экономически активный класс. Когда-то именно евреи создали трансконтинентальную торговую сеть, пользуясь тем, что их уважали на Востоке и терпели на Западе. Поэтому жили они небольшими группами, но почти повсеместно.
Социальная напряженность в это время возрастала. Евреев произвольно обвиняли во всех возможных грехах, и у них не было возможности защищаться. В конце концов, относительно целенаправленные репрессии привели к развитию целостной правовой системы. Папы издали несколько антиеврейских булл, а местные правители издали соответствующие светские законы.
Конечно, политической вертикали тогда не было, да и сроки внедрения этих событий в разных странах были очень разными. Но в XII и XIII веках стало общим правилом, что еврей должен жить отдельно, что он не должен покупать землю, торговать тем-то и тем-то и производить то-то и то-то. Вероятно, мотив для этого был только один: в условиях ухудшения жизненного уровня везде хотели защитить своих материально.
На восточном золоте росли города и развивалась торговля, но усиливалось и экономическое расслоение. В условиях, когда религия полностью контролировала умы, одним из главных грехов стал считаться грех жадности. Деньги стали рассматриваться как корень всех зол и то, что подрывает основы. Лангобардов и тамплиеров, христиан, прежде бывших ростовщиками, стали откровенно не любить. В дальнейшем их сразу «выкинули» из экономического поля. Первые — путем физического устранения, а вторые стали работать только с крупными экономическими игроками.
С одной стороны, евреи были освобождены от пристального внимания католической церкви — им было позволено стать ростовщиками. С другой стороны, они сознательно лишались других площадей для использования собственного труда. Пьер Абеляр, богослов-еретик XII века, написал «Диалог между философом, евреем и христианином», в котором говорит от имени еврея следующие слова: таким образом поддерживая нашу бедную жизнь, которая более всего заставляет нас ненавидимы теми, кто считает себя серьезно обиженными этим».
Больше интересных статей здесь: Финансы.
Источник статьи: Почему евреи давали деньги в долг.