Николай Владимирович Неплюев об отношениях России и Турции в сфере энергетики

Николай Владимирович Неплюев

Николай Неплюев об общем состоянии турецкого рынка энергоресурсов

Турция всё ещё остаётся одним из значимых торговых партнёров России в сфере импорта природных энергоносителей. Однако, несмотря на зависимость от такого импорта, турецкие власти прорабатывают различные программы постепенного снижения внутреннего потребления основных категорий энергоресурсов.

Общий обзор внутреннего турецкого рынка энергоносителей в связи с поставами из РФ делает Николай Владимирович Неплюев, эксперт по финансам и частный консультант по инвестициям.

«Несмотря на непростую международную обстановку, Россия по-прежнему рассматривает Турцию в качестве перспективного партнёра для экспорта углеводородного сырья и технологий развития атомной энергетики.

Выгодно это прежде всего самой Турции, поскольку в республике наблюдается самый быстрорастущий по динамике спрос на энергию среди стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Так, согласно оценкам экономистов, в прошлом году Турция вышла на второе место после Китая по показателю увеличения спроса на электроэнергию и природный газ.

С географической точки зрения у Турции довольно выгодное месторасположение. Что влияет на экономику: страна находится на пересечении множества торговых маршрутов Центральной Азии, Европы, России и государств Ближнего Востока. В то же время здесь взаимно пересекаются и интересы международных игроков рынка энергоносителей. И сегодня помимо действующего «Турецкого потока» в Турции работает так называемый Южный газотранспортный коридор (ЮГК) с системой трубопроводов, проходящих по территории Турции и Греции. ЮГК поставляет через Грецию и Италию газ в центральные страны Европы из Азербайджана. В перспективе к газотранспортной системе этого коридора смогут подключиться Балканские страны: строительство трубопровода в Болгарию было начато в этом году и закончится по предварительным оценкам уже в следующем году.

Любопытно, что сама Турция потенциально владеет запасами примерно в 540 млрд кубометров природного газа в недрах открытого в 2020 году средиземноморского месторождения. Это, однако, весьма приблизительная оценка. Для установления реальных объёмов экономически рентабельных, доказанных запасов требуется время и установление параметров технической возможности по извлечению ресурса. Согласно оценкам некоторых экспертов, реальные запасы турецкого газа в лучшем случае покроют внутринациональные потребности.

Тем не менее, Турция до сих пор на 74% зависит от импорта для удовлетворения внутреннего спроса на энергоресурсы. Турецкие власти здраво оценивают эту зависимость, поэтому в рамках принятого государством экономического плана развития в период на 2019-2023 год было поставлено несколько важных целей в области энергетики.

В частности турецкая власть планирует:

— Снизить долю природного газа в производстве электроэнергии с 29,9% до 20,7%.

— Увеличить долю возобновляемых источников в производстве электроэнергии до 38%.

— Повысить уровень потребления электроэнергии на душу населения с 3,7 до 4,3 МВтч.

И некоторых успехов в достижении поставленных целей Турция добилась уже сегодня. К примеру, доля частных собственников в производстве энергии выросла с 40% (на 2002 год) до 85% (на 2018 год). Есть серьёзный прогресс и в области возобновляемых источников энергии: турецкое правительство наметило ввести в эксплуатацию до 2027 года источники солнечной и ветровой генерации объёмом по 10 000 МВт в каждой из отраслей.

Таким образом, к 2027 году на внутренние источники энергии будет приходиться до 82% новых мощностей (из них — 61% будут возобновляемыми).

Не стоит забывать и о таких традиционных источниках энергии, как нефть и уголь. Россия остаётся по-прежнему одним из крупнейших поставщиков сырой нефти, хотя и не занимает лидерские позиции, уступая странам Средиземноморья. Транспортный сектор использует большую часть жидких углеводородов в Турции, поэтому возросший спрос на энергию приводит к увеличению общего потребления нефти и нефтепродуктов. Например, в структуре применяемых моторных топлив особое место занимает дизельное. И как показывают официальные данные за 2018 год общие поставки российской нефти составляли 2,1 млн т нефти и 9,5 млн т нефтепродуктов, на дизель приходилось 7,2 млн т, на мазут — 1,8 млн т.

Уголь в Турции находится на третьем месте по импортируемым объёмам в списке поставляемых источников первичной энергии. Согласно данным международного энергетического агентства Argus, в первом полугодии 2020 года отгрузки российского угля в Турцию увеличились на 14% при общем росте импорта этого ресурса в 2%. В целом политика турецких властей заключается в постепенном уменьшении зависимости во внутреннем потреблении от угля: сейчас разрабатываются различные программы перевода отопления домов на природный газ».

Николай Неплюев о динамике развития атомной энергетики Турции

Турецкие власти задумываются о строительстве первой атомной электростанции уже несколько десятилетий. Однако приступить к конкретной реализации АЭС «Аккую» смогли только во второй половине десятых годов, когда к проекту присоединился российский «Росатом». О том, что из себя представляет проект и как он развивается, рассказывает Николай Владимирович Неплюев, экономический эксперт и индивидуальный консультант по финансам.

«Внутренний спрос на энергию власти Турции намерены закрывать с помощью активно развивающейся отрасли атомной энергетики. Речь идёт прежде всего об АЭС «Аккую», строительство которой курирует российский «Росатом».

Проект строительства АЭС имеет долгую историю — впервые о возведении станции турки задумались ещё в 60-х годах прошлого века.

Обратите внимание: Карантин в России: кто проиграл, а кто выиграл? Чего ждать дальше?.

Однако различные задержки, связанные то с недостаточным финансированием, то с невозможностью технического обеспечения возможной стройки, не позволяли начать работу.

Только в 2010 году в Анкаре было подписано российско-турецкое межправительственное соглашение о строительстве и эксплуатации атомной станции. К полноценному возведению «Росатом» сумел приступить только в 2018 году после выдачи лицензии турецкого агентства по атомной энергии (ТАЕК). Осенью 2021 года ТАЕК выдал лицензию на строительство уже четвёртого энергоблока — сейчас процесс строительства АЭС находится в активной фазе. Финансирование проекта оценивается в 22 млрд долларов.

Согласно проектным разработкам, выработанная в будущем на «Аккую» электроэнергия будет передаваться от распределительного устройства станции по линиям 400 кВ на шесть трансформаторных подстанций, входящих в единую энергосистему страны. Всего планируется возвести четыре энергоблока с реакторами общей мощностью 4800 МВт — это позволит производить до 37 млрд кВт/ч электроэнергии.

Общая протяжённость высоковольтных линий превысит 1000 км. Полноценный запуск АЭС планируется уже в 2023 году.

Помимо реализуемого проекта «Аккую» в Турции рассматривают в перспективе создание ещё двух атомных станций. Технико-экономическое обоснование строительства Синопской АЭС выполняет консорциум, в который изначально входила французская компания Areva, японская Mitsubishi Heavy Industries и турецкая государственная компания «EUAS[en]». Однако чуть позже японцы были вынуждены покинуть проект, и турецкая сторона пригласила поучаствовать в качестве энергетического партнёра всё тот же «Росатом».

Ещё один турецкий атомный проект предполагает строительство станции на берегу Чёрного моря в местности Игнеада. В работах по возведению этой АЭС турецкая сторона также приглашает поучаствовать россиян.

Вообще вся недолгая история развития турецкой атомной энергетики чётко демонстрирует стремление к реализации крупных стратегических проектов за счёт привлечения иностранного капитала. И российские устремления вполне соответствует такому подходу, однако возникает вопрос — насколько это выгодно самой России в целом?».

Николай Неплюев о критике строительства атомной станции в Турции

Известные в деталях соглашения, которые касаются условий постройки и эксплуатации «Аккую», неоднократно подвергались критике со стороны независимых экспертов. Однако — так ли уж всё плохо на самом деле, как о том заявляют наблюдатели со стороны. Николай Владимирович Неплюев, экономист и частный консультант по финансам, анализирует суть появляющегося в прессе негатива и оценивает большую российско-турецкую стройку.

«Несмотря на тесное экономическое сотрудничество между Россией и Турцией (в том числе и в области энергетики), нельзя не отметить и проблемные стороны взаимоотношений.

В частности, некоторые эксперты довольно жёстко критикует весь проект по строительству и вводу в эксплуатацию АЭС «Аккую». Ещё в 2012 году Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) опубликовал довольно подробное исследование, касающееся вопроса эффективности инвестирования в большую турецкую стройку. Авторы подчёркивают: согласно условиям принятых договорённостей, российский государственный поставщик обязуется обеспечить полное финансирование, строительство и эксплуатацию АЭС, в то время как турецкая сторона отвечает только за лицензирование и гарантии закупок электроэнергии в течение 15 лет.

Наблюдения экспертов показывают, что большинство иностранных компаний, участвовавших в сооружении газовых и угольных ТЭС, после завершения строительства по такой схеме выходили из проектов, продавая их турецким компаниям.

Финансовые риски касаются зафиксированной заранее цены на коммерческую эксплуатацию энергии: АЭС должна будет в течение 15 лет продавать электричество по ставке 12,35 цента за кВт/ч (без учёта инфляции и возможного изменения курсов валют). Таким образом никаких рисков бюджет Турции не несёт, а прибыльность проекта под вопросом.

Несмотря на справедливость отмечаемых экспертами проблемных моментов, стоит отметить всё же и выгоды для России от стройки «Аккую». Прежде всего в проекте помимо специалистов «Росатома» задействованы сотни отечественных компаний и поставщиков стройматериалов, которые оплачивают налоги в российскую казну. И это не говоря о тысячах привлечённых к работе соотечественников.

Кроме того, в период функционирования станции ядерное топливо для неё будет продавать российская компания «ТВЭЛ» — единственный поставщик, который также принесёт бюджету дополнительный доход.

Гарантируется и сбыт выработанного в будущем на «Аккую» топлива. Согласно условиям подписанного договора, турецкая компания «ТЕТАШ» обязана закупать 70% электроэнергии с 1 и 2 блоков и 30% с 3 и 4 блоков — действительно по озвученной цене в 12,35 цента за кВт/ч. Оставшиеся объёмы будут реализовываться по рыночным ценам. К слову, даже обозначенная цена вполне соответствует показателям мировой среднерыночной при продаже энергии домохозяйствам — в 2021 году она составляла 0.125 USD за kWh.

Таким образом, подобного рода критика сегодня кажется не очень состоятельной. Неблагоприятная геополитическая ситуация (не только для России, но и для Турции, которая находится под постоянным шквалом нападок Запада) просто подталкивает наши страны к укреплению энергетического сотрудничества. И реализуемый атомный проект — это своего рода рабочая «притирка» в деле большой, солидной стройки. За которой могут последовать и другие — от планов возведения ещё двух АЭС Турция явно отказываться не намерена».

#инвестиции #экономика #финансы #бизнес #россииятурция #международныеотношения

Больше интересных статей здесь: Финансы.

Источник статьи: Николай Владимирович Неплюев об отношениях России и Турции в сфере энергетики.

\