Как превратить 200 рублей в капитал: Уроки бизнес-эксперимента для студентов и школьников

В бизнес-среде популярно упражнение «Приумножить $5 за неделю» (или 200 рублей). Его часто используют в бизнес-школах для развития предпринимательского мышления, а также оно появлялось в различных телешоу. Суть в том, чтобы с минимального стартового капитала за короткий срок создать прибыль.

Лучший способ понять принципы — попробовать на практике. Ниже — анализ эксперимента, проведенного Алексеем Черняком, который наблюдал за его выполнением разными группами.

Суть эксперимента и наблюдения

Задание простое: имея лишь 200 рублей, нужно максимально их приумножить за семь дней. Эксперимент был проведен сначала со студентами МГУ, а затем — со школьниками, участвующими в программе #бизнесдляшкольников.

Результаты студентов: от печенья до рекламных сделок

Студенты подошли к задаче по-разному. Одна группа купила ингредиенты, испекла кексы и продала их у общежития, выручив около 600 рублей. Другие, заранее настроившись на неудачу, ее и потерпели. Третьи занялись перепродажей сухофруктов и шоколада, заработав 2000 рублей — это был лучший результат в этой группе.

Однако самый нестандартный подход продемонстрировал студент, который «продал» свое выступление перед 300 сокурсниками ближайшему кафе. Он договорился, что в ходе презентации прорекламирует заведение, и получил за это 1000 рублей. Фактически, его основная работа свелась к раздаче флаеров на лекции. Интересно, что в аналогичном эксперименте в Англии подобную услугу удалось продать за 6000 фунтов, что показывает разницу в масштабе мышления.

Сам Алексей Черняк, участвуя в роли спикера, создал в последний день платный квест, анонсировал его в соцсетях и за несколько часов получил 3000 рублей от трех участников.

Предприимчивость = разгильдяйство * дедлайн * отсутствие ресурсов * желание победить

Результаты школьников: неожиданные лидеры и глобальный масштаб

Школьникам (15 человек) было выдано то же задание. Примечательно, что никто из них даже не взял предложенные 200 рублей, доказав, что стартовый капитал — не главный ресурс. Их результаты оказались впечатляющими:

  • 1 место. Артур, 15 лет (США, Мичиган). Заработал $160 (9280 руб.), купив за $20 и перепродав за $180 билет на футбольный матч.
  • 2 место. Даша, 12 лет (Ханты-Мансийск). Выручила 850 рублей, оказывая услуги по съемке обзоров товаров (7 роликов).
  • 3 место. Лаура, 15 лет (Кишинев, Молдова). Заработала 400 рублей, создав кулинарный YouTube-канал и продавая домашние кексы.
  • 4 место. Федор и Григорий, 12 лет (Москва). Продали в торговом центре 2 самодельных «достигатора для чистки зубов» по 100 рублей каждый.

Ключевые выводы из эксперимента

  1. Стартовый капитал вторичен. 200 рублей — лишь символический толчок. Зацикливание на этой сумме ограничивает поиск масштабных идей. Настоящий ресурс — это смекалка и действие.
  2. Страх — это часть процесса. Все участники отмечали, что им было страшно продавать и общаться с незнакомцами. Но именно этот этап оказался самым интересным и полезным опытом.
  3. Важен не объем, а средний чек. Можно всю неделю продавать печенье по 50 рублей, а можно за час договориться о рекламной интеграции за 10 000 рублей. Эффективность определяется ценностью предложения.
  4. Не бывает старта «с нуля». У каждого есть свой актив: навыки, подписчики в соцсетях, личный опыт. Участники с наработанной аудиторией (в YouTube или Instagram) стартовали быстрее и успешнее.
  5. Знать путь и идти по нему — не одно и то же. Можно годами изучать теорию предпринимательства, но настоящие уроки и деньги приносит только практика и личный опыт.

Главная рекомендация — обязательно попробовать провести такой эксперимент самостоятельно, чтобы на собственном опыте понять основы бизнеса и продаж.

P.S. Показательно, что группа из 15 школьников-предпринимателей заработала за неделю больше, чем 300 студентов-экономистов. Это говорит о силе практического подхода и смелого мышления.

«Не боги горшки обжигают и продают»

Больше интересных статей здесь: Финансы.

Источник статьи: 5$ за неделю.