Почему искусство стоит так дорого?

На первый взгляд кажется, что рынок искусства работает по абсурдным законам, противоречащим любым правилам здравого смысла. Совершенно неясно, почему абстрактная композиция Джексона Поллока стоит гораздо дороже, чем, например, филигранно проработанный пейзаж Васнецова. И вообще, почему какая-то картина может стоить в десятки раз больше, чем роскошный особняк где-нибудь на Лазурном Берегу? Дело в том, что искусство, в отличие от квартиры, в которой можно жить, автомобиля, на котором можно ездить, и часов, по которым можно следить за временем, не имеет никакого практического значения (опустим шутку про дырку на стене). Искусством можно либо наслаждаться, либо зарабатывать на нем – поэтому арт-рынок играет по собственным правилам.

Что влияет на цену работы?

Почему искусство стоит так дорого?

Ценообразование в сфере искусства устроено вопреки классической формуле «себестоимость + наценка». Да, бриллиантовый череп Дэмиена Херста стоил бы дорого, даже если он продавался бы в ювелирном магазине, а не на арт-аукционе, но вот как быть с «Фонтаном» Марселя Дюшана (обязательно погуглите это произведение искусства). На цену любой работы влияют два крупных фактора: качество арт-объекта и состояние арт-рынка.

Как определить качество искусства?

Здесь в комплексе работают сразу несколько критериев: провенанс работы, ее физическое состояние, эстетическое качество и редкость. То есть единственная, идеально сохранившаяся работа художника Х, имеющая безупречную репутацию, априори будет стоить гораздо дороже, чем поврежденная серийная картина малоизвестного художника Y, которая несколько раз перепродавалась на черном рынке и имеет сомнительную подлинность. Давайте посмотрим детальнее.

Провенанс

С французского «провенанс» дословно переводится как «происхождение». Достоверный источник работы считается важнейшим показателем ее репутации. Как только художник снимает картину с мольберта, начинается ее история. Картину могут продавать, передавать по наследству, дарить музеям, красть, повреждать, скрывать и копировать. Все эти действия – часть провенанса искусства. Прежде чем продавать картину, арт-дилеры и аукционы уточняют ее провенанс, проводя огромное исследование источников, подтверждающее передвижение картины из коллекции в коллекцию. Для этого поднимают архивы, проверяют старинные чеки о продаже и покупке произведений и сверяются с каталогами резоне. Каталог резоне (от французского «критический каталог») – это сводка всех работ художника с подробным описанием их состояния и провенанса. Такие каталоги начали выпускать в ХХ веке, как только появилась возможность фотографировать работы и включать их черно-белые копии в эти каталоги. Идеальный провенанс для картины – кочевать из одной королевской коллекции в другую и на несколько десятков лет задержаться в национальном музее. Если же в провенансе картины есть «черные дыры», то ее стоимость моментально падает.

Физическое состояние

Почему искусство стоит так дорого?

Говоря об искусстве, которое пережило не одно столетие, важно учитывать его физическое состояние. Повреждения холста, кракелюр, сколы красочного слоя, выцветание лака – эти и другие виды деформаций уменьшают эстимейт продаваемого произведения. Но реставрация искусства – не панацея от его обесценивания. Если картину отреставрировать так, что на ней не останется ни одного авторского слоя, то ее вообще будет невозможно продать.

Эстетика и оригинальность

Почему искусство стоит так дорого?

Если абстрагироваться от моды (о ней мы поговорим в контексте трендов арт-рынка), то каждое произведение искусства имеет художественную ценность.

Обратите внимание: В каждом из нас сидит прокастинатор - почему мы не достигаем своих целей?.

Ее определяют эксперты аукционных домов, авторитетные арт-критики и исследователи искусства. Помимо того что работа может просто нравиться или не нравиться, ее эстетическая ценность отражена в оригинальности художественного замысла, композиции, технике и внутреннем голосе самой работы. Безусловно, живописные «Кувшинки» Моне радуют глаз сильнее, чем душераздирающая «Кричащая голова» Фрэнсиса Бэкона, но эти работы объединены художественной индивидуальностью и экспрессией. Кстати, статус великого художника далеко не всегда значит, что все работы этого автора великолепны. За любым громким именем стоят как шедевры, так и заурядные, проходные работы. Например, Ренуар писал по картине в день, и все они уходили с молотка, причем лишь некоторые можно назвать по-настоящему выдающимися. Отличать значимое от рядового эксперты учатся на практике: чем больше произведений одного автора они увидели, тем сильнее их способность выбрать самые-самые.

Редкость

Почему искусство стоит так дорого?

Критерий редкости работает в арт-рынке так же, как и в luxury-сегменте. Чем более лимитированная коллекция одежды, тем дороже она стоит. Чем меньше непроданных картин Ван Гога доступны на рынке, тем больше за него попросят. Чтобы узнать, насколько эксклюзивен тот или иной художник, арт-дилеры проводят исследования, обращаются к каталогам и сопоставляют пропорцию шедевров, надолго «осевших» в музеях, и работ, свободно циркулирующих по арт-рынку. Когда в 1987 году умер Энди Уорхол, его работы не стоили запредельных денег. Все думали, что художник тиражировал свой поп-арт в сотнях экземплярах, но как только появился первый каталог его работ, выяснилось, что серии Уорхола гораздо более редкие, и цены на них сразу подскочили.

Невидимая рука арт-рынка

Автопортрет Винсента ван Гога

Почему искусство стоит так дорого?

И все же почему искусство стоит настолько дорого? Ответ может вас разочаровать: цена произведений искусства задается по принципу стоимости денег. Дороговизна искусства держится на безусловном общечеловеческом согласии создавать и поддерживать высокую коммерческую ценность прекрасного. Именно поэтому многие крупные банки, компании и предприниматели имеют собственные собрания и используют их как инвестиции. Престиж обладания шедеврами стимулирует стабильность этой катастрофически завышенной по цене индустрии. Кому не хочется иметь единственный в своем роде рисунок да Винчи? Кроме того, красота – одна из редких нематериальных ценностей, которую можно купить в виде произведения искусства.

Среди главных рычагов управления стоимостью на арт-рынке – мода, вкус, популярность и громкость имени художника. Причем ценообразование зависит от типа рынка: первичный рынок, сфокусированный на молодых художниках, работы которых продаются впервые, больше опирается на личный вкус коллекционера и оригинальность работы. Прибыли от инвестиции на первичном рынке более непредсказуемы, но в случае удачи они могут принести суммы, многократно превосходящие стоимость изначальной покупки. До вторичного рынка искусство не всегда добирается при жизни художника. Ван Гог, например, при жизни продал всего одну свою картину. Когда работа перепродается, ее цена зависит не только от объективных факторов в виде провенанса и физического состояния, но и от мастерства арт-дилера, который должен правильно преподнести работу и адекватно оценить ее стоимость.

Больше интересных статей здесь: Финансы.

Источник статьи: Почему искусство стоит так дорого?.

\