Термины: общественные блага, государственные расходы/доходы, плавающий валютный курс
Вы можете работать кем угодно или не работать вовсе, но если вы живете в России, то вы зависите от цен на нефть. Здесь эта тема касается каждого. Вы точно покупаете продукты в местных магазинах и передвигаетесь по городским дорогам, и тут нефть имеет значение. Поэтому, как только с ней что-то случается, об этом пишут все и везде.
Тем не менее, освещая экономические новости, СМИ часто ограничиваются озвучкой конкретных фактов вроде “котировки Brent упали ниже 30 $ / баррель”, не углубляясь в последствия. Поэтому подобные новости читаются как “нефть подешевела ну и что”, хотя релевантно было бы “нефть упала сильнее обычного, значит, бюджет страны и конкретно мое благосостояние от этого сильно пострадает”.
Сейчас разберемся, что к чему, и поймем, что цена нефти — это не только про стоимость заправки вашего авто.
Госрасходы
Ежегодно Минфин тратит миллиарды на то, чтобы страна не разваливалась буквально на глазах. Помимо оплаты труда госслужащих (и это - не только чиновники, но и врачи, учителя и тд), пенсий и разного рода оборонных расходов, в кругленькие суммы обходится не много не мало обеспечение нашей с вами жизни. За тротуары, лавочки в парках, фонари вдоль дорог и реконструкцию фасадов зданий частники никогда не платят. Потому что все это входит в категорию общественных благ, которые по определению неисключаемы в потреблении. То есть, можно ими пользоваться, не заплатив. А кто захочет покупать себе фонарь, когда можно понадеяться на то, что его купит кто-то другой? Светить-то он все равно будет всем, кто проходит мимо.
Помимо общественных благ наше государство финансирует развитие национальной экономики — за один только май 2020 в разделе “расходы” по статье “национальная экономика” прошло 774,1 млрд руб (источник — публикация Федерального бюджета на сайте МинФина). А это напрямую означает создание новых рабочих мест, разработку новых технологий производства и поддержание конкурентоспособности отечественной продукции. То есть, сокращение безработицы, падение цен (новые технологии = дешевле производить = меньше цена) и приятный выбор на полках магазинов по приемлемым ценам.
Нефть=доходы госбюджета
Гениальная мысль: расходы по жизни оплачиваются из доходов. Если падают доходы, то поддерживать расходы на прежнем уровне очень сложно.
Одна из ключевых статей доходов нашего государства — это нефтегаз. Мы экспортируем нефть (то есть, продаем ее за рубеж), причем, в больших объемах (Россия по разным оценкам занимает 2-3 место по объемам поставок нефти в Китай и США). По официальным данным нефть обеспечивает от 36 до 51% доходов нашей страны, а в 2019 году РБК сообщил, что реальные цифры на порядок выше. Все дело в системе подсчета — Минфин не учитывает в этом показателе налог на прибыль нефтегазовых компаний или НДС в отрасли, что добавляет еще около 20% к общей сумме.
На самом деле неважно, как мы понимаем доходы от Нефтегаза — в расширенном или более сжатом ключе — в любом случае, половина от всего бюджета страны — это очень много. Нам очень нужно, чтобы на рынке нефти все было хорошо, иначе — беда.
Теперь к цифрам. За январь-май 2019 года нефтегазовые доходы бюджета РФ составили почти 10,2 трлн руб, в 2020 — всего 8,3 трлн. Конечно, есть и другие статьи доходов, которые не падали, но как бы с какой стати им внезапно взлетать…
Мы помним, что у государства есть расходы, их много и они очень важные — то есть сокращать их не хотелось бы. На такой случай у нас есть Фонд Национального Благосостояния, откуда берут средства на покрытие расходов, когда доходов не хватает. Сейчас средства в этом фонде есть, и активно используются в период кризиса. Но надо помнить, что ФНБ — не резиновый, а запасы имеют свойство кончаться, особенно когда их не пополняют. Получается, есть риск сокращения госрасходов — а это отнюдь не весело. Плюшки, которые обеспечиваются государством, описаны выше. Не очень хотелось бы, чтобы на них внезапно стали тратить меньше.
При чем здесь доллар?
В современной ситуации курс рубля не фиксирован относительно доллара — то есть, он меняется (или, как говорят экономисты, плавает) в зависимости от ситуации на мировом рынке. С рублем как с любым другим товаром — если спрос на него снижается, он дешевеет. Только если для обычных товаров цена - это денежные единицы за штуку, то для рубля цена — это единицы другой валюты за один рубль — например, долларов за рубль. Поскольку рубль достаточно слабый, чаще всего, когда говорят про курс, имеют в виду обратную величину — рублей за доллар.
Что влияет на спрос на рубли? Доходы наших экспортеров (в большей степени). Потому что они зарабатывают в долларах, а живут — в рублях. Получается, они хотят продать доллары и купить рубли, создавая таким образом предложение долларов и спрос на рубли. Если доходы экспортеров падают (а наши экспортеры в основном — нефтяники), то у них меньше долларов, которые они хотят поменять на рубли — получается, меньше спрос на рубль. В результате рубль дешевеет (ослабевает) а доллар — дорожает (укрепляется).
Когда дорожает доллар, для россиян закупать что-то из-за границы становится сравнительно дороже. То есть, все импортные товары на полках магазинов автоматически дорожают, а отечественные — вслед за ними, ведь спрос с импортных товаров “перетекает” на отечественные. Добавим сюда рост цен промежуточных товаров, из которых производятся конечные, учтем, что многое оборудование закупается из-за границы и получим рост цен практически повсеместно.
Что мы поняли
Получается, цены на нефть — показатель, который напрямую влияет на то, сможете ли вы на вашу неизменную зарплату покупать столько же продуктов, что и раньше; сколько вы потратите на одежду вашего любимого бренда и даже на то, найдете ли вы темной ночью дорогу домой. Вот и думайте, как интерпретировать новости и все ли вы понимаете так, как надо бы.