Рынок признаки и функции
Рынок – это система экономических отношений между продавцом и покупателем, которая позволяет совершать обмен необходимыми ресурсами.
Понятие рынка невозможно без товаров, так как продукт – это главная его единица, а благодаря разделению людям приходится обмениваться различной продукцией.
Рынок – это то, что возникает из-за ограниченности одного человека, который не может самостоятельно производить все, что ему нужно, таким образом ему приходится обменивать товары.
Признаки рынка:
- нерегулируемый спрос, потребитель решает, сколько ему нужно товаров и услуг;
- нерегулироемое предложение, поизводитель решает, сколько производить;
- цена, которая не регулируется, а зависит от спроса и предложения.
Функции рынка.
Рынок должен найти ответ на вопросы: что, как, а также для кого производить?
Основные функции рынка:
- ценообразование, устанавливается цена, при которой спрос сталкивается с предложением, а также конкуренцией, цена отражает, насколько полезен данный продукт;
- посредничество, рынок соединяет потребителей и производителей, и у каждого есть свобода выбора;
- регулирование, деньги переходят из менее выгодных отраслей в более прибыльные;
- информирование, представляет информацию о размерах спроса на конкретные товары, состоянии экономики в целом, наличие информации позволяет фирме регулировать собственное производство;
- стимулирование, повышается эффективность экономики, тот, кто поизводит товары, наиболее нужные потребителям выигрывает, растет качество продукции, расширяется ассортимент;
- очищение, экономика освобождается от ненужной деятельности, слабых единиц, и поощряет развитие перспективных.
Формы организации.
Для нормального функционирования рынку нужны самостоятельные организации, оснащенные средствами связи, такими являются ярмарки.
Субъекты рынка – продавцы и покупатели, объекты рынка – деньги, товары, услуги.
Формы организации рынка:
1. Биржа – союз юридических и физических лиц, проводящая оптовые торговые операции, цены на продукцию устанавливаются конкуренцией.
2. Аукцион – публичные торги, при ней торговец увеличивает цену благодаря конкуренции покупателей.
3. Выставки – тематические выставления новейших технологий, автомобилей, разного рода товаров и услуг. На их базу организуются небольшие курсы, семинары, встречи ,с целью обмена опытом и консультации.
4. Ярмарки – мероприятия, которые организуются для покупок, продажи во всех отраслях производства (бывают международные, всероссийские, региональные).
Виды рынков.
1) По территориальному признаку (местный, региональный, национальный, мировой).
2) По субъектам (покупатели, продавцы, гос. учреждений).
3) По объектам (товаров и услуг, финансовый).
4) По формам (кооперативов, государственный, арендный, совместных предприятий, товаров и услуг).
5) С учетом производства (замкнутый, насыщенный, смешанный).
6) По легальности (легальный, нелегальный).
7) По степени насыщенности товарами (равновесный, дефицитный, избыточный).
8) По степени экономической свободы (свободный, регулируемый).
Преимущества и недостатки рынка.
Преимущества в том, что участников рыночных отношений не ограничивают по численности, между ними свободная конкуренция и свободный доступ ко всем видам хоз. деятельности, не ограничены движения капитала и рабочая сила, информация о рынке в свободном доступе у всех участников.
Недостатки:
- всё зависит от случая;
- невозможно сделать дослгосрочный прогноз;
- проблемы с экологией;
- безработица;
- рост цен.
Законы рынка.
1.Закон стоимости – цена общественно необходимых издержек труда для производства товаров. Согласно этому закону обмениваются товарами равными по стоимости.
Последствия этого закона состоят в: производство становится более эффективным, ресурсы распределяются по отраслям, происходит дифференциация производителей.
2.Закон спроса и предложения.
Закон спроса устанавливает обратную зависимость между объемом спроса на товар и его ценой.
Закон предложения устанавливает прямую зависимость от объема предложения товара и его цены.
3. Закон конкуренции показывает, что конкуренция – хозяйственная сила объективно необходимая на рынке.
Все субъекты рынка пытаются действовать так, чтобы получить максимальную прибыль от своих действий.
Функции конкуренции (ценообразующая, регулирующая, стимулирующая, контролирующая, разделение производителей).
Типы конкуренции: чистая конкуренция, монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.
Способы регулирования рынка государством:
- фиксированные цены на определенные жизненно необходимые товары и услуги;
- акцизный сбор, его платят покупатели при покупке товаров (алкоголь, табак);
- дотация – отрицательный налог, обычно получают производители, но иногда и покупатели;
- налоги.
Условия развития рыночного хозяйства:
- должна быть свободная конкуренция, в которой есть свободное ценообразование, отсутствие монополии, действуют законы, охраняющие права частной собственности;
- есть финансовые резервы для роста экономики (трудовые и природные ресурсы, свободный капитал).
Современное общество трудно представить без рынка, он регулирует многие важные не только финансовые институты, но и социальные. Отношения людей пока невозможно представить без рыночных отношений.