Почему люди из Вайлдберриз ввели и отменили комиссию? Разбираем схему маркетплейса

Сегодня

Пару дней назад новостные каналы подхватили и распространили громкие заголовки, содержание которых варьировалось от «Wildberry ввел драконовские комиссионные» до «Прокуратура интересуется потребительским рынком». Через день стало известно, что ВБ отменил комиссию под давлением государства. Давайте выясним, что произошло.

1. Никто в России не обязан принимать карты VISA и Mastercard!

Внезапный? А ведь именно об этом говорит статья 16.1 закона «О защите прав потребителей», из которой торговая площадка извлекла комиссионную схему. Норма была введена в 2014 году, а затем скорректирована для продвижения карт «Мир». Сегодня у половины населения есть карты «Мир», но 10 лет назад миром правил импортный пластик, и национальная система нуждалась в защите.

Закон прямо обязывает принимать карты «Мир» всем организациям, годовой доход которых превышает 20 миллионов рублей. Теоретически небольшие организации могут принимать только наличные (но им это уже невыгодно, поскольку многие приходят без бумажных денег и хотят платить картой).

2. Любая организация должна привлекать посредника для организации платежей в интернете.

У продавца есть довольно много вариантов в Интернете, но ему обязательно нужно будет приобрести (механизм приема карт), который должен предоставить оператор денежных переводов (например, банк) или его агенты.

Их на рынке много и они предлагают свои услуги совершенно легально. Нюанс в том, что без их участия невозможно оплатить покупки в Интернете. Сам продавец или торговая площадка не имеют «лицензии» и не могут принимать безналичные платежи. Это означает, что между потребителем и рынком всегда будет существовать платежный посредник.

3. Платежный посредник вправе брать комиссию с потребителя

Несмотря на то, что вышеупомянутые товарищи предлагают свои услуги в первую очередь получателю денег (магазину, торговой площадке), они также имеют право брать комиссию с потребителя (плательщика). Вот как это четко выражено в законе:

Часть 2 статьи 5 Федерального закона "О национальной платежной системе" от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ

2. Перевод денежных средств осуществляется за счет денежных средств плательщика, размещенных на его банковском счете или предоставленных им без открытия банковского счета.

Но хитрость в том, что эту комиссию взимает банк, выпустивший и обслуживающий карту потребителя. Это...

4. Ни маркетплейс, ни "Вайлбериз банк" не выпускали карты VISA и Mastercard и не могут брать комиссию за перевод.

Так как это право принадлежит эмитенту карты (банку, выпустившему карту). Тогда возникает вопрос: какой механизм был разработан рынком?

Обратите внимание: 10 причин, почему вы не добивайтесь цели.

И будет ли это законно? Вполне, если...

5. Если маркетплейс откажется принимать карты VISA и Mastercard, а потребитель обратится к посреднику за услугой, чтобы доставить свой перевод на площадку.

Это значит, что гениальная схема дополнительного дохода выглядит так:

1. Маркетплейс отказывается принимать оплату с «зарубежных» карт, и предоставляет возможность оплаты только картой «Мир» и через систему быстрых платежей.

2. Любителям пользоваться зарубежным пластиком маркетплейс предлагает перейти в следующее окно и купить услугу перевода денег у третьей стороны (Wildbury Bank).

Ягодки назвал эту схему — инициирование платежа клиентом.

То есть банк, связанный с маркетплейсом, «был рядом» и решил подобрать клиента, которому крайне необходимо оплатить покупку картой. В этой схеме есть пара небольших недостатков, но если вы регулярно читаете наш блог, то знаете, какие безумные вещи иногда происходят на потребительских рынках. А недостатки в этой схеме — только цветы, а не ягоды.

Итак, что прокуроры могут считать нарушениями?

6. Клиентам в явном виде не отказывают в оплате картами VISA и Mastercard и покупка дополнительных услуг выглядит как навязывание

В связи с этим многие покупатели вообще не понимают, что выражают готовность пойти в «ближайший» банк и оформить перевод в пользу ВБ. Технически это невозможно сделать и ни в одном другом банке, каналы оплаты которого встроены в интерфейс маркетплейса. То есть это не бесплатная покупка сторонних услуг, а подталкивание клиента к услуге под ключ. Это доказывает простая оплата – никаких сложных объяснений для вас, что это за услуга и зачем она вам нужна. Всего +3%.

картинка из интернета

Другой вопрос...

7. Почему 3%?

В конце концов, это не просто пустой вопрос. ФАС постоянно задает вопросы крупным компаниям. Для мяса...

отели

мобильный интернет и связь

Поэтому тарифы внутри филиалов — не последняя проблема, особенно если один из этих субъектов регулярно сообщает впечатляющие цифры:

Оборот Wildberry по итогам 2022 года достиг 1,67 трлн рублей, что на 98% больше, чем годом ранее. Такие данные онлайн-ритейлер опубликовал 15 февраля 2023 года. Количество проданных на Wildberry товаров в 2022 году выросло на 81%, до 1,9 млрд единиц.

Ну и еще одно важное предостережение...

8. Даже владелец карт VISA и Mastercard может не платить комиссию, если будет оплачивать покупки через СБП, который доступен для держателей любых карт, выпущенных в России.

Опять же, ВБ не видит проблемы в том, что многие россияне далеки от полного понимания, что такое НСПК, СБП, эмитент, закупка, платежное поручение, чарджбэк, овердрафт и т.д.

Для таких людей будет очевидно только одно: рынок снова нас всех подвел

[мин]Защита прав потребителей HøyreWildbærMarketplace Мошенничество с клиентамиДлинный пост 2 Поддержка Эмоции

Больше интересных статей здесь: Деньги.

Источник статьи: Почему люди из Вайлдберриз ввели и отменили комиссию? Разбираем схему маркетплейса.

\