Каждый месяц, 20-го числа, независимо от погоды и времени года, офицеры Российской Императорской Армии конца XIX века получали конверты. Вскрывали их, смотрели, что внутри, внимательно читали газеты. И тут многие стали ругаться. на буфетчика на офицерском полковом собрании, мол он губитель и искуситель. Но на следующий же день они перестали ругаться и опять, когда вошли в офицерское собрание, сказали:
- Иван, запиши на мой счет перепелов и графин водки.
Почему это происходило именно 20-го числа каждого месяца и за что проклинали бармена?
Все очень просто. В этот день в русской армии офицеры получали жалованье. В 19-м и начале 20-го веков с этим был наведен полный порядок, так что можно было ждать и верить, что твой карман наполнится деньгами. Правда, из молодых офицеров она пополнялась нерегулярно. Потому что для молодого офицера, по воспоминаниям генерала Геруа, это был день, когда НЕ платили подпоручикам и лейтенантам. Почти все было вычтено, когда использовалось в полковом собрании.
Дело в том, что полковые собрания, особенно в Петербурге, особенно в гвардейских полках, были устроены таким образом, что господа офицеры могли есть и пить там в кредит почти в любое время.
Обратите внимание: Монеты Российской империи Николай II 1 рубль 1912 года ЭБ.
Еда и напитки оказались дешевыми. Но когда вы ввели один раз, потом другой, потом третий, результат был таков:«..из копеек, аккуратно принесенных буфетчиком в личную колонку офицера, быстро образовались рубли, а из рублей – десятки. бесстрастно каждая съеденная селедка, пирог, выпитая рюмка водки…»
Тогда буфетчик сдавал записи о съеденном и выпитом барскими офицерами в кредит полковому казначею, а тот удержал долг за потребленное из жалованья. В итоге, когда пришло время получать зарплату, то есть наступило дорогое 20 число, офицер получил свой конверт, в котором и находилась купюра. И написано аккуратным почерком
«столько-то причитается, за это удержано, другое, третье столько-то, подлежащее выдаче — 0 рублей»
Геруа подсчитал, что в конце 19 века в не очень дорогом гвардейском полку - Лейб-Егерском вполне можно было покрывать расходы около 50 рублей в месяц. Это при окладе младшего офицера - 70 руб.
Но служба тогда проходила в столице, со всеми ее соблазнами. Да, и доступное офицерское совещание. Так что из зарплаты ноль рублей, ноль копеек.
Постепенно, конечно, офицер рос в звании, становился доступнее и жалованье росло. Поэтому с годами в конверте появился не только счет за потраченные деньги, но и деньги. И тогда обиды на бармена стало меньше, и атмосфера улучшилась.
Больше интересных статей здесь: Деньги.
Источник статьи: Каждый месяц, 20 числа, независимо от погоды и времени года офицеры российской императорской армии времен конца XIX века получали конверты.