История появления свастики на российских банкнотах 1917 года — это увлекательный детектив, в котором переплелись революционные события, технические возможности и забытые проекты.
«Думские деньги» и «пятаковки»: загадочный символ
После Февральской революции 1917 года в обращении появились новые кредитные билеты номиналом 250 и 1000 рублей. Их народ прозвал «думскими деньгами» или «думками». Позже, в 1918 году, были выпущены схожие по оформлению купюры в 5000 и 10 000 рублей, подписанные управляющим Госбанком РСФСР Георгием Пятаковым, за что они получили название «пятаковки». Все эти банкноты находились в обороте до 1922 года, и на всех них присутствовал один загадочный элемент — свастика.
Три основные версии происхождения
За десятилетия исследователи выдвинули множество гипотез о причинах появления этого символа на государственных деньгах. Их можно свести к трём основным теориям.
Первая, зародившаяся ещё в среде белой эмиграции в 1920-х годах, связывает свастику с влиянием масонских организаций. Эта версия до сих пор находит сторонников.
Вторая теория трактует свастику как древний солярный знак, символ солнца, вечности и благополучия. Согласно этой точке зрения, символ должен был символизировать светлое будущее, обещанное Временным правительством. Некоторые авторы углубляются дальше, видя в этом отсылку к древнеславянским традициям и символу «коловрата».
Третья группа исследователей рассматривает композицию из двуглавого орла, наложенного на свастику, как неутверждённый проект нового герба Российской республики 1917 года.
Официальная версия и её нестыковки
Однако если бы свастика имела столь важное символическое значение, это должно было быть официально задокументировано. В реальности же в правительственном описании банкнот 1917 года термин «свастика» вообще отсутствует. В документе символ сухо именуется «геометрическим орнаментом, образованным крестообразно-пересекающимися широкими полосами». Такая формулировка явно пыталась нейтрализовать и затушевать значение древнего символа, оставляя истинную причину его появления в тайне.
Разгадка в архивах Гознака
Ответ на загадку был найден в архивах Гознака, где хранятся материалы по разработке денежных знаков. Всё дело в банальной, но острой нехватке времени и ресурсов.
Весной 1917 года Временное правительство срочно потребовало выпустить новые деньги с революционной символикой. Однако технологический цикл создания банкнот — от эскиза до готового тиража — занимал тогда не менее года. Ускорить процесс можно было только одним способом: использовать уже готовые, но не выпущенные в обращение проекты.
Таким «запасным» проектом оказались банкноты для Монгольского национального банка, подготовленные Экспедицией заготовления государственных бумаг (ЭЗГБ) ещё в 1916 году. Этот банк был создан при финансировании российского Сибирского торгового банка и имел право на выпуск собственных денег. Были отпечатаны образцы купюр номиналом 1, 3, 5, 10, 25 и 100 рублей с русским и монгольским текстами, украшенные буддийскими символами, включая свастику и «Узлы Бесконечности».
После революции 1917 года выпуск монгольских денег потерял актуальность, но их дизайн и печатные формы оказались как нельзя кстати.
Как «монгольское наследство» стало российскими деньгами
* **1000 рублей 1917 года («думка»)** были созданы на основе монгольской 25-рублёвой банкноты 1916 года. Цвет изменили с коричневого на зелёный, а на оборотной стороне вместо цветной розетки со свастикой поместили изображение Таврического дворца. Однако три свастики на лицевой стороне и буддийские символы остались, их лишь попытались замаскировать цифрами номинала.
* **250 рублей 1917 года («думка»)** произошли от монгольской 3-рублёвой купюры. Цвет сменили с зелёного на коричневый, а на обороте в центре разместили нового двуглавого орла. Крупная свастика позади орла осталась хорошо заметной, что и породило множество спекуляций о её смысле.
* **5000 и 10 000 рублей 1918 года («пятаковки»)** в условиях Гражданской войны были напечатаны в Пензе на основе монгольской 100-рублёвой банкноты. Цвета изменили, поместили упрощённого орла работы Ивана Билибина, но буддийские свастики и узлы снова перекочевали на советские деньги.
Таким образом, разгадка оказалась прозаичной. Свастика попала на российские банкноты не как тайный масонский знак, не как древний славянский оберег и не как элемент нового герба. Она была «техническим наследством» от несостоявшегося монгольского выпуска. Специалисты ЭЗГБ, чтобы в кратчайшие сроки выполнить политический заказ, использовали готовые разработки, сэкономив месяцы на создании дизайна с нуля. А загадочный восточный символ, оставшийся на деньгах, на долгие годы стал предметом жарких споров и мифов в истории российский бонистики.
Интересное: Счастье не в деньгах ! Счастье и деньги, совсем разные понятия..
Интересное еще здесь: Деньги.
Свастика на российских деньгах.