ПАДАЮЩИЕ ЗВЕЗДЫ. Именно так называл деньги мудрый Ходжа Насреддин. А каково отношение к деньгам в вашей семье?

Одни говорят: «Деньги – грязь», любят цитировать пословицу «Не в деньгах счастье». Другие, наоборот, только и твердят о том, что нормальный человек должен прилично зарабатывать. Третьи уповают на всемогущество денег: «За деньги все продается и все покупается».

Кто же прав? Ведь для того, чтобы деньги помогали в жизни, очень важной найти им правильную роль. Пускай ориентиром вам служат мудрейшие высказывания святых подвижников: «Не деньги – грех, а сребролюбие», «От пристрастия к деньгам рождается бесчисленное множество зол», «Богат не тот, кто много приобрел, но тот, кто много раздал».

Ко всему, в том числе и к финансам, надо подходить разумно и руководствоваться чувством меры. Мыслите позитивно: знайте цену деньгам, но не делайте из них культа.

Относитесь ко всем финансовым вопросам как к проблемам, которые можно решить. Ребенок не должен видеть ожесточенных споров по поводу денег, слышать, как родители обвиняют друг друга в неэффективной трате денег или неумении зарабатывать.

Чтобы ребенок не вырос жадным или неприспособленным к жизни, ему с малых лет обязательно надо внушать не фанатичное, не безразличное, а уважительное отношение к деньгам. В 5-7 лет ребенок активен, любознателен, интересуется цифрами, увлекается «печатанием» денег (рисует их на бумаге) и находит им применение в различных играх.

Самое время формировать у него правильное отношение к финансам, учить его вести деньгам счет, а заодно отличать свои желания от потребностей.

ПАДАЮЩИЕ ЗВЕЗДЫ. Именно так называл деньги мудрый Ходжа Насреддин. А каково отношение к деньгам в вашей семье?

СОСТАВЛЯЕМ БЮДЖЕТ

Со старшего дошкольного возраста приучайте ребенка вести семейный бюджет вместе с вами. Умение планировать бюджет на неделю, прикидывая грядущие расходы и варианты экономии, - хорошая жизненная привычка, если сформировать ее еще в детстве.

Вместе с ребенком распланируйте бюджет на неделю по категориям:

  • обязательные платежи (квартплата, оплата коммунальных услуг, детского сада, спортивной секции, покупка продуктов, необходимых вещей);
  • желательные траты (поход в театр, музей, цирк, кафе);
  • долговременные накопления (машина, домик в деревне);
  • необязательные траты (дорогие игрушки, сласти).

Пусть малыш знает, сколько денег уходит на питание, сколько нужно отложить на путешествие и т.д., и наравне со взрослыми участвует в планировании расходов. Время от времени сверяйтесь с финансовыми планами и в случае надобности вносите в них корректировки.

Объясните ребенку также смысл хорошей пословицы: «Копейка рубль бережет» (из сэкономленных копеек складываются рубли). Поставьте целью сэкономить определенную сумму и назначьте награду, если эта цель будет достигнута.

Подумайте вместе с ребенком, где и на чем можно сэкономить. Например, не оставлять включенным свет в ванной комнате и прихожей, самим сшить шторы для кухни и т.д. Заведите блокнот для записей и наблюдений. После покупки на распродажах со скидками всего, что планировали, посчитайте сэкономленные деньги и приобретите товар, в котором особо нуждается ваша семья, или сделайте доброе дело: пожертвуйте их в ближайшую благотворительную организацию.

ДЕЛАЕМ СБЕРЕЖЕНИЯ

В 6-7 лет объясните ребенку, что деньги можно не только тратить, но и копить. «Взрослые решения» по поводу того, как распорядиться личными деньгами, помогают почувствовать самостоятельность и ответственность.

Это формирует у детей понимание, что на какую-то вещь в данный момент нет денег и их надо накопить. Что лишь через определенное время с помощью накопленных денег возможно будет позволить себе сделать эту покупку. Чтобы ребенок научился сберегать, поставьте ему цель, например купить диск с мультфильмами, на который надо накопить самостоятельно.

Подарите малышу забавно оформленную копилку и скажите, что деньги нужно хранить аккуратно. Можно даже открыть счет в банке. Каждый месяц ходите вместе в банк и откладывайте определенную сумму. По дороге купите что-нибудь вкусненькое – пусть эти походы вызывают у ребенка положительные ассоциации.

КАРМАННЫЕ РАСХОДЫ

Карманные деньги можно давать ребенку уже с 6-7 лет. Так мы готовим малыша к тому, чтобы он учился самостоятельно распоряжаться ограниченными ресурсами. Вот несколько несложных рекомендаций для родителей.

  • С самого начала объясните ребенку, на что именно ему даются деньги, почему ему так будет удобнее их тратить. Для того чтобы научить малыша принимать самостоятельные решения, у него должна быть возможность делать покупки по собственному выбору: конфеты или мороженое, книга или сувенир маме.
  • Сумма должна быть разумной и увеличиваться с возрастом.
  • Карманные деньги выдаются раз в неделю в определенный день.
  • Сумма – фиксированная, на определенный промежуток времени. Она не должна увеличиваться под предлогом того, что ребенок уже все истратил.
  • Если вы не можете выдать малышу денег, объясните причину (совершена крупная общесемейная покупка).

РАСПОРЯЖАЕМСЯ

В 6-8 лет ребенок уже знает, сколько стоит тот или иной товар. Малышу нравится держать деньги в руках, пересчитывать, прикидывать, куда он их потратит.

Копилка – хороший подарок для будущего бизнесмена

Дошколенка вполне можно брать с собой в магазин за покупками, поручать накладывать в корзину продукты по списку, а затем расплачиваться в кассе под вашим присмотром. Когда вы с ребенком в очередной раз пообедаете в кафе, позвольте ему изучить чек, сосчитать деньги и заплатить по счету. Научите ребенка округлять цифры и высчитывать приблизительный размер счета. Так и в математике потренируетесь!

ВРЕДНЫЕ ПООЩРЕНИЯ

Некоторые родители стремятся оплачивать детям хорошие отметки или выполнение обязанностей по дому. Сейчас это даже стало модно. Такая идея кажется заманчивой: вроде как выплаты стимулируют ребенка лучше учиться и быть хозяйственнее. Но здесь есть серьезный подводный камень. Малыш должен понимать, что ему нужно хорошо учиться и выполнять работу по дому не потому, что мама и папа выдают ему за это деньги. Задача родителей – выработать интерес к учебе как таковой, осознание необходимости помогать близким, а не подменять интересом к деньгам.

Лучше объяснить ребенку, что люди, живущие вместе в семье, должны думать и заботиться друг о друге, а не превращать человеческие отношения в предмет торга. Иначе поправить дело будет очень трудно. А вот подарок, например, на окончание учебного года в спортшколе, отметит успехи сына или дочери, будет выглядеть как признание заслуг и трудов, как знак внимания к детским делам.

ИГРЫ С МОНЕТКАМИ

Они развивают у ребенка любознательность, наблюдательность, сообразительность, сосредоточенность, учат планировать, математически мыслить.

Устраиваем потоп

Для игры понадобятся небольшие сосуды, широкие емкости, мелкие монеты. Поставьте небольшие сосуды в широкие емкости (чтобы застраховаться от перелива через верх) и заполните водой до разных уровней.

Обратите внимание: Хочешь разбогатеть, но не знаешь где взять деньги? Научись экономить уже сейчас! Используй эти 25 способов.

Бросайте по одной монете в сосуды и наблюдайте, как поднимаются уровни. Считайте и записывайте, сколько монет потребовалось, чтобы вода перелилась через край.

Разменяй деньги

Играть можно вдвоем, втроем или вчетвером. Ведущий (взрослый) кладет на стол, например, 10 рублей. Их нужно разменять. Ребенок должен положить рядом монеты меньшего достоинства, чтобы в сумме получилось нужное число. Таким образом игра поможет закрепить математическое умение в составлении числа из единиц; в составлении числа из двух меньших чисел.

Карманная мелочь

Для игры приготовьте монеты разного достоинства, игральный кубик.

Игроки бросают по очереди игральный кубик. После каждого броска игрок берет себе из общего «банка» количество монет, соответствующее выпавшим точкам (цифрам).

После того как соберется определенное количество мелких монет, их можно обменять на одну крупную. Выигрывает тот, кто первым наберет определенную сумму (оговорите ее заранее).

Аналогичным образом можно провести игру, положив в общий «банк» бумажные денежные купюры разного достоинства.

Игра в монетки

Понадобятся 18 монет, бумага, ручка. Разложите на столе все монеты и предложите ребенку убрать 1, 2 или 3 монеты одновременно. Снимайте монеты со стола по очереди. Выигрывает тот, кто заберет последнюю монету. Можете положить рядом бумагу с ручкой и записывать счет. После того как сыграете несколько раз, проанализируйте результаты и определите верную стратегию. Игра развивает логику и навыки устного счета.

ДОСТОЙНОЕ БУДУЩЕЕ

Материальное состояние каждой семьи – дело сугубо индивидуальное. Главное здесь не то, какой достаток у родителей и как живет семья. Важное, какими глазами ребенок смотрит в будущее. Если он умеет адаптироваться к ситуации, уверен в себе, в нем выработано правильное отношение к деньгам, то он будет комфортно себя чувствовать в обществе и сможет спокойно пережить как отсутствие денег, так и большое их количество, сумеет их разумно копить и тратить.

Ольга Лесовая,

Педагог-психолог

ДЕНЕЖНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП

Ребенок может почерпнуть много интересных знаний о деньгах из ваших увлекательных рассказов.

История возникновения
В сказке про Буратино деньги растут на деревьях на Поле Чудес. На самом деле деньги изготовляются на специальных машинах. Издавна такие мастерские назывались монетными дворами. Они были в каждой стране. Среди многих богов, в которых верили древние римляне, одной из главных считалась Юнона Монета, богиня Луны и покровительница семейной жизни. Из уважения к ней, жене Юпитера (бога неба, грома и молнии), деньги римляне чеканили в храме Юноны Монеты. С тех пор металлические деньги называются монетами. Веками во всем мире в качестве денег людьми использовались самые разнообразные и диковинные вещи: шкурки лис, соболей, бронзовые колокольчики, бусы, камни, ракушки, соль, табак, чай, акульи зубы, куски меди, железа, серебра, золота. Деньги Древней Руси назывались гривны. Это были тяжелые слитки серебра. Позже они стали кусочками металла одинакового веса с печатью всем известного, важного лица.
Добрая примета
Бывает, что во время путешествия попадаешь в новый город и там все очень нравится. Чтобы приехать в это место еще раз, нужно загадать желание и бросить в ближайший водоем несколько монеток.

Ставьте лайк 👍 и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации!

Читайте также:

  • ДЕТОК МНОГО НЕ БЫВАЕТ. Какие они – большие семьи? И где мамы берут силы, чтобы вырастить, скажем, пятерых малышей?
  • ВОСПИТАЕМ ПАТРИОТА. Почему-то многие думают, что любовь к Родине рождается в душе сама собой. Это чувство нужно развивать
  • БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У РЕБЕНКА (ОТ 2Х ЛЕТ)
  • ТАЛАНТ – ДАР ИЛИ НАКАЗАНИЕ?
  • СКОЛЬКО СТОИТ… БЕРЕМЕННОСТЬ?

#мы уже большие #семья и деньги #деньги в семье #падающие звезды #финансовая грамотность #мой ребенок #семейный бюджет #карманные расходы #игры с монетами #сбережения

Больше интересных статей здесь: Деньги.

Источник статьи: ПАДАЮЩИЕ ЗВЕЗДЫ. Именно так называл деньги мудрый Ходжа Насреддин. А каково отношение к деньгам в вашей семье?.