Ситуация, когда купленный товар не подошел, знакома многим. Например, вы приобрели в магазине сети «Лукойл» омывающую жидкость для стекол, а дома обнаружили, что она не соответствует вашим ожиданиям или потребностям. Что делать в таком случае и каковы ваши права как покупателя?
В первую очередь важно знать, что ваши действия регулируются законодательством. Основными документами здесь являются Гражданский кодекс РФ (статья 502) и Закон РФ «О защите прав потребителей» (статья 25). Эти нормы предоставляют потребителю право на обмен товара надлежащего качества.
Согласно пункту 1 статьи 25 Закона, потребитель имеет полное право обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный у того же продавца, если купленная вещь не подошла по форме, размеру, габаритам, фасону, расцветке или комплектации.
Какие условия нужно соблюсти для обмена?
Чтобы успешно обменять товар, необходимо выполнить несколько обязательных требований:
- Качество товара: Товар должен быть надлежащего качества, то есть не иметь брака или дефектов.
- Отсутствие использования: Вещь не должна была быть в употреблении.
- Сохранность товарного вида: Должны быть сохранены все потребительские свойства, ярлыки, пломбы, фабричная упаковка и первоначальный вид товара.
- Наличие подтверждения покупки: Необходим товарный или кассовый чек, либо иной документ, подтверждающий оплату (например, электронный чек из банковского приложения).
Если чека по какой-то причине нет, закон позволяет ссылаться на свидетельские показания. Например, факт покупки может подтвердить человек, который был с вами в магазине.
Что делать, если подходящего товара нет в наличии?
Часто бывает, что аналогичного товара для обмена в день обращения на складе магазина нет. В этом случае, согласно пункту 2 статьи 25 Закона, у вас есть два варианта:
1. Вы можете отказаться от договора купли-продажи и потребовать полный возврата уплаченных денег. Продавец обязан вернуть средства в течение трех дней с момента возврата товара.
2. Вы можете договориться с продавцом об отсрочке обмена. В этом случае, как только нужный товар поступит в продажу, магазин обязан незамедлительно сообщить вам об этом.
В какие сроки возможен обмен?
Закон устанавливает четкий срок для обмена товара надлежащего качества — 14 дней, не считая самого дня покупки. Важно уложиться в этот период.
На все ли товары распространяется это право?
Нет, существуют исключения. Законом утвержден Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену. В этот список входят, например, предметы личной гигиены, парфюмерия, книги, технически сложные товары бытового назначения. С полным перечнем можно ознакомиться в Постановлении Правительства РФ.
Практические шаги для обмена товара
Когда теория ясна, пора переходить к действиям. Для оформления обмена или возврата:
1. Обратитесь в тот же магазин, где была совершена покупка.
2. Сообщите о своем желании обменять товар, предъявив сам товар и чек.
3. Заполните заявление на обмен или возврат, которое вам предоставит продавец.
Почему в заявлении требуют паспортные данные?
Это обязательное требование, вызванное правилами кассовой дисциплины. При возврате денег из кассы организации оформляется расходный кассовый ордер, который, согласно утвержденной форме, должен содержать ФИО и данные документа, удостоверяющего личность получателя средств. Таким образом, требование указать паспортные данные в заявлении на возврат является правомерным и не считается избыточным сбором персональной информации.