Самая важная компания китайского автопрома (и это не BYD)

Когда речь заходит об автомобильной промышленности Китая, простые люди вспоминают Geely, Chery, Haval, GAC, Zeekr, Ideal Auto и другие китайские бренды, которые можно увидеть повсюду на наших дорогах. Те, кто знает немного больше, вспомнят NIO, Xpeng, Atuo и классические китайские «четыре мажора» (Dongfeng, FAW, SAIC и Changan). Эксперты расскажут вам о таких моделях, как Denza, Wuling, Abyss, Yangwang и Cheetah. Но почти никто не вспомнит компанию. Хотя это и самое важное. Без нее не было бы китайского автомобильного чуда.

Компания называется CATL. Компания производит аккумуляторы для большинства электромобилей и гибридных автомобилей в Китае и других странах.

На снимке генеральный директор CATL демонстрирует свой сверхсовременный аккумулятор, способный проехать 600 километров всего за 10 минут зарядки.

В частности, CATL занимает 45% китайского рынка автомобильных аккумуляторов и связанных с ними систем и 37% мирового рынка автомобильных аккумуляторов и связанных с ними систем. Если вы посмотрите на любой электрический или гибридный автомобиль в Китае, то почти наверняка в нем будут установлены батареи и системы от CATL.

На этом графике показана доля каждой компании на мировом рынке аккумуляторов для электромобилей с января по ноябрь 2024 года. Как видите, CATL — бесспорный лидер.

Кстати, интересно, что BYD занимает второе место (хотя и с большим отрывом). Да, BYD в настоящее время является самой продаваемой маркой автомобилей в Китае. Да, это единственная китайская автомобильная компания, независимая от CATL и имеющая собственную технологию производства аккумуляторов. На самом деле, изначально компания BYD производила аккумуляторы, а затем переключилась на автомобили. Извините, что отхожу от темы, но это очень важный момент — и он во многом объясняет, почему BYD сейчас так мощно разрушает китайскую и мировую автоиндустрию.

Как возник CATL?

Итак, в 1999 году предприниматель Юйцюнь Цзэн (он же Робин Цзэн, ох уж эти западные китайские имена) основал компанию Amperex Technology Limited (сокращенно ATL) — разработчика аккумуляторов и топливных элементов. Сначала Цзэн Цинхун приобрел у американцев лицензию на производство аккумуляторов для ноутбуков и MP3-плееров. Вскоре компанию приобрел японский IT-конгломерат TDK, что позволило Zeng Guangyao выйти на рынок смартфонов — ATL стала крупным поставщиком аккумуляторов для телефонов Samsung и Apple.

*Дзайбацу = крупная финансовая и промышленная компания (или группа компаний), находящаяся под контролем семьи, которая может делать все, что угодно. Это традиционная для Японии форма крупных корпораций. Аналогичная ситуация наблюдается и в южнокорейских чеболях. Вот и все, буду держать вас в курсе.

Основатель CATL Юй-Фэнь Ценг неоднократно входил в число крупнейших миллиардеров Китая. В 2024 году он занял пятое место с состоянием в 37 миллиардов долларов. Выше него только основатели ByteDance, Pinduoduo и Tencent, а также китайский «водный король".

В середине 2000-х годов, когда в Китае начал формироваться платежеспособный средний класс, Нефритовая партия осознала, что местная экология, основанная на сжигании угля, превращает легкие китайских городов в закуску. Итак, пришло время Робину Цзэну поближе рассмотреть тенденцию развития электромобилей. Что самое главное в электромобилях? Правильно, это аккумулятор! В то время технология производства автомобильных аккумуляторов только зарождалась во всем мире (если говорить о промышленных масштабах), а в Китае вообще не было сильных местных компаний. Только LG и Samsung из Южной Кореи и Panasonic из Японии.

Короче говоря, ATL создала собственное научно-исследовательское подразделение в области аккумуляторов для электромобилей. Первый заказ поступил от индийской компании Mahindra & Mahindra, которая выпустила свой первый электромобиль в 2007 году. Ну, то есть, как электромобили... В общем, это чудо такое:

REVAi — первый электромобиль в Индии. Ну, по крайней мере, не пешком. Кстати, REVAi до сих пор популярен среди индийцев.. как вы думаете, кто это? полиция! Ну, я хочу посмотреть сцену из этого фильма, где сотрудники правоохранительных органов преследуют грабителей в Мумбаи на Tata Nano.

Все началось. Затем мы получили еще несколько заказов и Робин Зенг решил, так сказать, «трансформироваться*".

* Трансформация = радикальное изменение направления деятельности компании и/или бизнес-модели. Я буду держать вас в курсе.

В 2011 году подразделение ATL по производству электромобилей было выделено в независимую компанию, в которой теперь нет ни одного японского дзайбацу или другого левого крыла. А к названию добавили букву «С» — Contemporary. Ну, это современные и сложные технологии, а не просто какие-то старые технологии. Вот так в итоге и родилась компания CATL.

Наверняка вы задаетесь вопросом: «Как CATL превратилась из компании, производившей аккумуляторы для электрических табуретов в Индии, в одну из важнейших компаний в Китае (и в мире, если вы говорите об автомобильной промышленности)?"

Ну, есть несколько причин:

Как CATL набрал мощь?

В начале 2010-х годов правительство Китая начало уделять внимание электромобилям — стали щедро раздавать субсидии, запускать программы стимулирования, активно инвестировать в электрификацию городского транспорта и т д. Видя это, западные автомобильные бренды начинают уделять больше внимания локализованному производству в Китае, чем раньше, только теперь они отдают приоритет электромобилям и гибридным автомобилям.

Среди этих мировых брендов — BMW. Bavaria Automotive AG имеет совместное предприятие с Brilliance Automotive Co., Ltd., базирующееся в Шэньяне. Вскоре на свет появился электромобиль Brilliance BMW Zinoro 1E.

Вот и все.

Важным моментом является то, что немцы, американцы, японцы... (в зависимости от обстоятельств) не просто собирали существующие модели в Китае, а разрабатывали новые автомобили специально для китайского рынка. Что ж, этот рынок огромен, он растет, и у него весьма специфические потребности — было бы грехом не сделать ему такое предложение.

Обратите внимание: Компания по поставке вентиляции.

Логично, что эти иностранные (т.е некитайские) компании максимально оптимизировали бы процесс при создании новых моделей для Китая. Например, наладить производство некоторых деталей у местных поставщиков.

Как вы думаете, к кому баварцы обратятся за батарейками? Да, это тема нашей статьи. В 2012 году CATL подписала важный контракт с BMW. Позже к ним присоединились и другие компании — PSA Group (теперь «Stellantis» — то есть Peugeot и Citroen), Toyota и др.

Эти заказы усилили CATL и увеличили ее производство, одновременно украв и приобретя многие возможности и технологические решения.

Между тем, в начале 2010-х годов китайское правительство приняло два судьбоносных «транспортных» решения:

Во-первых, сфера субсидирования распространяется на личные электромобили. Ранее субсидии предоставлялись только электробусам и коммерческим электромобилям (грузовикам, фургонам и т д)

В целом глубокая электрификация транспорта в Китае началась с электробусов. В настоящее время в крупных городах Китая практически нет общественного транспорта с двигателями внутреннего сгорания. Полностью электрические автобусы Yutong экспортируются по всему миру.

Во-вторых, Китай активизировал усилия по замещению импорта, а местное Министерство промышленности и информационных технологий начало публиковать ежегодный список «высококачественных» поставщиков в ключевых отраслях. В области аккумуляторов CATL, естественно, находится в списке. Но сильных иностранных конкурентов вроде LG, Samsung и Panasonic нет. В Китае люди обычно не спорят с властями, поэтому местные автопроизводители начали закупать продукцию у CATL.

Очевидно, что бурное развитие отечественных предприятий по производству электромобилей неизбежно, и местные поставщики обязательно найдут свое место в их производственной цепочке.

Но мы также должны отдать должное самой CATL:

  1. Компания немедленно начала инвестировать миллионы юаней в исследования и разработки. Компания быстро разработала собственные никель-кобальт-марганцевые (НКМ) батареи, которые дороги, но очень энергоэффективны. Существуют также литий-железо-фосфатные (LFP) батареи — они потребляют меньше энергии и менее сложны, но при этом дешевле и стабильнее.

  2. Компания регулярно выпускает новые аккумуляторы с лучшими в своем классе характеристиками. Например, в 2023 году они выпустили аккумуляторную систему с возможностью быстрой зарядки (80% заряда за 10 минут).

  3. CATL достигает низких производственных затрат за счет максимальной вертикальной интеграции. Короче говоря, ей принадлежит все — от литиевых рудников в Боливии до производственных мощностей по всему Китаю и за его пределами. Компания сама завершает всю цепочку — от лития, зарытого в землю, до готовых аккумуляторов в тележках.

Это завод CATL в Тюрингии, Германия. Также имеется завод в Венгрии. Таким образом, конкурентоспособность CATL обусловлена ​​не только дешевой китайской рабочей силой (которая, кстати, уже не такая уж и дешевая).

И еще один ключевой момент: CATL сразу сделала ставку на полный цикл. Когда в CATL приходит очередной автомобильный бренд, он не просто покупает аккумуляторы, а заказывает целую энергетическую систему, которую можно назвать «под ключ»: сам аккумулятор, модули, ячейки, система зарядки и т д. Компания также заранее заключает договоры на утилизацию использованных батареек. Переработка — большая проблема для компаний, производящих электромобили, поэтому CATL построила крупный бизнес вокруг переработки.

В настоящее время CATL играет ведущую роль в реализации еще одного масштабного национального проекта. Компания сотрудничает с китайскими автомобильными брендами, такими как Changan, GAC и NIO, над разработкой единых стандартов замены аккумуляторных батарей. Наша цель — создать по всему Китаю специальные заправочные станции, где вы сможете припарковать свой автомобиль, где робот извлечет севший аккумулятор, заменит его полностью заряженным, и вы сможете уехать. В настоящее время на такой системе работают электромобили от стартапа NIO, а CATL работает над созданием единого стандарта для всей автомобильной промышленности Китая. Таким образом, любой китайский электромобиль может быстро заменить аккумулятор на любой станции.

Для NIO это выглядит так. Кстати, у меня есть отдельная статья о NIO, можете с ней ознакомиться.

Но CATL производит не только электромобили — она также производит системы хранения энергии.

В 2020 году компания запустила модульную систему хранения энергии EnerOne. Внутри находится практически идентичная литий-железо-фосфатная батарея. Вы размещаете эту штуку рядом с ветряной турбиной или солнечной панелью, и она собирает и хранит возобновляемую энергию.

По сути, это «холодильник» на возобновляемой энергии, который можно быстро транспортировать и устанавливать там, где он необходим.

Как вы можете себе представить, подобные вещи очень популярны на Западе (особенно в «зеленых» европейских странах). Так что если что-то случится, КПК столкнется с еще одним, менее очевидным рычагом давления.

Каков CATL сейчас?

Сегодня практически все китайские электромобили оснащены системами питания CATL. Единственный реальный конкурент, которого может привлечь вышеупомянутая BYD, — это компания, которая до сих пор имела меньшую долю рынка аккумуляторов (хотя ее доля растет, так что мы могли бы стать свидетелями захватывающей битвы между двумя ёкодзунами). Аккумуляторные батареи и аккумуляторные модули CATL устанавливаются в Geely, Zeekr, Lynk & Co, Changan, GAC, Li Xiang, NIO, Xpeng и другие модели

Хотите услышать анекдот? Как вы думаете, кто производит большую часть аккумуляторов для Tesla? Да, вы правильно подумали! Американские СМИ теперь даже публикуют статьи, в которых обсуждается, как эскалация торговой войны с Китаем может ударить по компании Илона Маска (которую, конечно же, снабжает CATL).

Это лидер автопрома Китая. Без него Jade Party не добилась бы никаких успехов в области электромобилей. И он действительно существует.


Если вам понравилось, пожалуйста, подпишитесь на мой TG-канал «Disruptor». Подобных материалов очень много — не только об автопроме/Китае, но и в целом. Анализ интересных компаний, инноваций, продуктов и многого другого. Я пишу там массу информативных постов каждый день и все их публикую. На втором канале «Фигуризм» я анализирую самые интересные фичеры, также приглашаю вас в гости.

Я также рекомендую ознакомиться с моими другими статьями о китайском бизнесе и технологиях: вышеупомянутая статья о NIO, статья об основателе Meituan Ли Сяне (который скопировал сразу три американские компании) и статья о TikTok. «Дедушка» (чей знаменитый алгоритм вырос из него) и история «китайского YouTube» для любителей аниме.

Увидимся на открытом пространстве,

Алексей

[Мой] Бизнес Инновации Технологии Китайский Автомобиль Электромобиль Китайский Автомобиль Предпринимательство Машина Китай Китайский Товарный Транспорт Автомобиль Изобретение Запасные Части Предпринимательство Оборудование Аккумулятор Импортозамещение Промышленность Длинный пост 17

Больше интересных статей здесь: Бизнес.

Источник статьи: Самая важная компания китайского автопрома (и это не BYD).