CATL: Невидимый гигант, питающий китайское чудо электромобилей

При упоминании китайского автопрома на ум приходят известные бренды вроде Geely, BYD или NIO. Однако настоящим двигателем революции электромобилей в Китае является компания, о которой рядовой потребитель редко задумывается — CATL. Именно она, будучи ведущим мировым производителем аккумуляторов, обеспечила технологическую основу для стремительного роста индустрии.

На фотографии генеральный директор CATL демонстрирует инновационную батарею, которая позволяет электромобилю проехать 600 километров после всего 10 минут зарядки, что символизирует технологический прорыв компании.

CATL доминирует на рынке, занимая 45% внутреннего китайского рынка автомобильных аккумуляторов и 37% мирового. Фактически, под капотом большинства электромобилей и гибридов, произведенных в Китае, можно найти батареи и энергосистемы этой компании.

График наглядно иллюстрирует абсолютное лидерство CATL на мировом рынке автомобильных аккумуляторов по итогам 2024 года. Любопытно, что второе место, хотя и с существенным отрывом, занимает автопроизводитель BYD. Это объясняется тем, что BYD изначально начинала как производитель аккумуляторов и сохранила собственное аккумуляторное подразделение, что даёт ей уникальное конкурентное преимущество и частичную независимость от CATL.

История становления: от телефонов к электромобилям

Истоки CATL восходят к 1999 году, когда предприниматель Робин Цзэн (Юйцюнь Цзэн) основал компанию ATL, специализировавшуюся на аккумуляторах для потребительской электроники. Приобретя лицензию у американцев, компания быстро стала ключевым поставщиком для таких гигантов, как Apple и Samsung, после того как была куплена японским конгломератом TDK.

Основатель CATL, Робин Цзэн, — один из самых богатых людей Китая, чьё состояние в 2024 году оценивалось в 37 миллиардов долларов.

Поворотный момент наступил в середине 2000-х, когда китайское правительство, озабоченное экологией, начало делать ставку на развитие электромобилей. Цзэн вовремя разглядел этот тренд. В 2011 году автомобильное подразделение ATL было выделено в независимую компанию, к названию которой добавили букву «C» (Contemporary — «современный»), так родилась CATL. Первым крупным заказом стали батареи для индийского электромобиля REVAi, что стало скромным, но важным началом.

REVAi — один из первых массовых электромобилей, для которого CATL поставляла аккумуляторы, ознаменовав начало её пути в автопроме.

Факторы стремительного роста

Мощный взлёт CATL стал возможен благодаря сочетанию государственной поддержки, стратегического партнёрства и собственных инноваций.

В начале 2010-х китайское правительство запустило масштабную программу субсидий для производителей и покупателей электромобилей, создав благодатную почву для роста всей отрасли. Ключевым событием для CATL стало партнёрство с BMW в 2012 году. Немецкий концерн выбрал CATL в качестве поставщика батарей для своего первого электромобиля для китайского рынка — Brilliance BMW Zinoro 1E. Этот контракт стал знаком качества и открыл двери к сотрудничеству с другими мировыми автогигантами, такими как Toyota и Stellantis.

Партнёрство с BMW стало отправной точкой для превращения CATL в глобального поставщика.

Параллельно правительство Китая проводило политику импортозамещения, включая местных производителей, таких как CATL, в приоритетные списки поставщиков, что фактически ограничивало доступ на рынок иностранных конкурентов вроде LG или Panasonic.

Электрификация общественного транспорта, начавшаяся с автобусов, создала первоначальный спрос и позволила отладить технологии, которые позже были применены в легковых электромобилях.

Однако успех CATL — это не только внешние факторы. Компания сделала несколько стратегически верных шагов:

  1. Массивные инвестиции в НИОКР. CATL разработала и усовершенствовала два основных типа батарей: энергоёмкие никель-кобальт-марганцевые (NCM) и более доступные, стабильные литий-железо-фосфатные (LFP).

  2. Вертикальная интеграция. Компания контролирует всю цепочку создания стоимости — от добычи лития (включая месторождения в Боливии) до производства ячеек, модулей и готовых аккумуляторных систем. Это позволяет минимизировать издержки и контролировать качество.

  3. Комплексные решения «под ключ». CATL предлагает автопроизводителям не просто батареи, а целые энергетические системы, включая управление, зарядку и даже утилизацию, беря на себя полную ответственность за жизненный цикл продукта.

Завод CATL в Германии — пример глобальной экспансии компании и её способности конкурировать не только за счёт низких издержек, но и за счёт передовых технологий.

CATL сегодня: формирование будущего мобильности

Сегодня CATL — это не просто поставщик. Компания активно участвует в формировании инфраструктуры будущего. Вместе с такими брендами, как NIO, Changan и GAC, она работает над созданием единого стандарта сменных аккумуляторов. Цель — создать сеть станций, где разряженная батарея будет за считанные минуты заменяться на заряженную, что решит проблему долгой зарядки.

Технология быстрой замены батарей, которую развивает CATL, может кардинально изменить опыт владения электромобилем.

Помимо автомобильного сектора, CATL является крупным игроком на рынке систем хранения энергии (СХЭ). Её модульная система EnerOne, по сути, представляет собой крупногабаритную версию автомобильной LFP-батареи и используется для накопления энергии от солнечных и ветряных электростанций.

Системы хранения энергии CATL — важный элемент перехода на возобновляемые источники энергии по всему миру.

Заключение

CATL — это фундамент, на котором построено китайское «электрическое чудо». Её батареями оснащены электромобили практически всех китайских брендов, а также значительная часть Tesla. Единственным серьёзным конкурентом остаётся BYD со своим замкнутым производственным циклом. Будущее компании связано не только с увеличением ёмкости и скорости зарядки батарей, но и с формированием новой экосистемы мобильности, где аккумулятор станет стандартизированным и легко заменяемым модулем. Без технологического и производственного могущества CATL стремительный взлёт Китая в качестве лидера электромобильной революции был бы невозможен.

Если вам понравился этот материал, подписывайтесь на мой Telegram-канал «Disruptor», где я регулярно публикую аналитические статьи об инновациях, технологиях и бизнесе. Также приглашаю на второй канал «Фигуризм» для разбора интересных кейсов.

Рекомендую к прочтению другие мои статьи о китайском технологическом секторе: об электромобилях NIO, о создателе Meituan и об истории развития китайских IT-гигантов.

До новых встреч,
Алексей

Больше интересных статей здесь: Бизнес.

Источник статьи: Самая важная компания китайского автопрома (и это не BYD).