Китайский Илон Маск. Как Ли Сян создал один из самых ярких автомобильных брендов Поднебесной

Среди калейдоскопа подобных китайских автомобилей, напоминающих колесные мониторы, я до сих пор в замешательстве. Однако некоторые бренды выделяются из толпы. Один из них — Ли Орт. Это стартап, основанный очень интересным товарищем, которого (по китайским меркам) сравнивают с Маском. Эта статья о нем и его компании.

Господин Ли Сян. Чисто внешне он мне напоминает товарища Кима из Южной Кореи (не Южной Кореи), но Илон Маск есть Илон Маск, и спорить не буду.

Западные технологические предприниматели и визионеры хорошо известны всему миру: Джобс, Гейтс, Маск, Брэнсон и другие Цукерберги. В последнее время имя Сэма Альтмана будоражит весь мир. Многим знакомы имена генерального директора Nvidia Дженсена Фангая и основателя Binance Цяо Чанпэна (который в настоящее время, вероятно, является самым богатым заключенным в мировой истории).

Хотя последние двое носят китайские имена, их произведения по-прежнему принадлежат «западному миру".

Однако настоящие китайские предприниматели малоизвестны. Конечно, все знают Джека Ма. Некоторые, возможно, слышали о главе ByteDance Чжане Имине, основателе Xiaomi Лэй Цзюнь, ключевой фигуре Tencent Ма Хуатэне или основателе Meituan Ван Сине. Ну, может быть, еще несколько человек.

У нас есть еще одна большая статья о Ван Сине, в которой он рассказывает много интересного о китайском бизнесе и технологиях. Рекомендую посмотреть, когда будет свободное время.

Но на самом деле в Китае огромное количество крутейших предпринимателей, и каждый заслуживает отдельной статьи.

Сегодня мы поговорим об одном из самых молодых. Это основатель автомобильной марки Ли Сян...барабанная дробь...Ли Сян (Li Xiang). Но не поймите меня неправильно. Название бренда означает «недостижимый идеал, к которому нужно стремиться» или просто «мечта» и написано иероглифами, совершенно отличными от имени основателя. Ох уж эти китайцы с языковыми расстройствами...

С чего все началось или жизнь мистера Ли до умных джипов

Ли Сян — типичный «программист-колыбель» и фанат технологий. Гаджеты и всевозможные технологии, стремительно развивавшиеся в 1990-е годы, интересовали его гораздо больше, чем учеба. Итак, он запустил портал PCPop, когда учился в старшей школе. Это был форум об электронике, гаджетах и ​​технологиях.

В то время индустрия в Китае еще не была «красным океаном» и PCPop быстро росла. Ли Шан бросил учебу, снял небольшой офис и полностью сосредоточился на проекте.

Если вы думаете, что это обычный китаец, работающий за компьютером и рискующий, то это не так. Это будущий основатель Ли Авто (возможно, сайт с иероглифами доказать не так-то просто).

Ли Сян любил автомобили так же, как и любой другой транспорт. В 2005 году он запустил отдельный подраздел PCPop, посвящённый автомобильным компонентам. Позже добавились полноценные автомобили. За два года этот раздел значительно разросся и в 2007 году выделился в отдельный сайт Auto Home.

В Китае массовая автомобилизация (акцент на «автомобили») началась только в 1990-х годах, а в 2000-е годы китайский рынок расцвел в полную силу с распространением уникальных автомобильных марок. Поэтому логично, что Ли Сян приложил все усилия, чтобы создать самый популярный автомобильный портал страны, где интегрирована вся информация, поиск и покупки. По сути, это единое цифровое окно для вашего автомобиля.

Бизнес быстро рос. Больше контроля и процессов, меньше дальновидного мышления. Поэтому Ли Сян нанял выпускника Гарварда Цинь Чжи. Г-н Хата разработал стратегию, систему маркетинга и управления и стал генеральным директором.

Справа — Ли Сян, который был очень молод и еще не очень богат, когда был основан PCPop.com. Тот, что слева, явно Цинь Чжи (хотя это не точно).

В 2008 году глобальный финансовый кризис поразил Китай, сильно пострадал и автомобильный рынок. Auto Home пришлось частично продать австралийской телекоммуникационной компании Telstra (не Tesla!). Хотя портал продолжал развиваться и сохранять позиции крупнейшего автомобильного сайта страны, Ли Сян попал в корпоративную ловушку и потерял интерес к своему стартапу. Он продал свою долю в Autohome за миллиарды долларов (компания стала публичной в 2013 году) и зарекомендовал себя как один из самых уважаемых и известных деятелей автопрома Китая (если он вообще к ней прикасался) и двинулся вперед. (Только если пройти через его цифровую платформу).

Здесь стоит упомянуть, что Ли Сян был поклонником электромобилей в целом и Tesla в частности. В 2014 году, когда компания только выходила на китайский рынок, он был среди более чем дюжины китайских знаменитостей, которые лично получили свои первые Tesla от Илона. Эх, если бы Илон знал, какого монстра он будет здесь разводить, удалив промышленный шпионаж и все не до конца освоенные ноу-хау с местного завода Tesla.

Илон Маск подарил первую Tesla ведущему китайскому бизнес-лидеру. История умалчивает о том, как быстро эти элиты попытались разобрать подаренную Теслу с помощью реверс-инжиниринга. 

В том же году Ли Бинь, еще один многообещающий провидец, пригласил Ли Сяна стать соучредителем стартапа по производству электромобилей NIO, но оба Ли не согласились. Они написали, что у них «разные взгляды на будущее электромобилей». Судя по успеху обеих компаний, обе имели право на жизнь, хоть их взгляды и расходились.

Поэтому Ли Сян решил, что пришло время основать собственную автомобильную компанию.

Запуск Li Auto...

…или, как это на самом деле официально называется: «Шаньжу Шехе… Ну, неважно, я все равно не буду этого говорить. Я позвоню в компанию Li Auto или Li Xiang.

Короче говоря, в 2015 году Ли Сян основал собственную автомобильную компанию. По его мнению, будущее электромобилей лежит в двух взаимодополняющих друг друга сегментах:

Первый — LSEV (тихоскоростной электромобиль). Это небольшие компактные электромобили для небольших городских поездок. Самое главное, у него настолько низкая мощность, что для его управления не нужны права. Считалось, что этот важный нюанс в максимальной степени проникнет в китайское население и существенно поспособствует решению экологических проблем крупных городов Поднебесной.

В то время вся отрасль ждала, пока китайские власти легализуют маломощные LSEV. Это была та часть, на которой Ли Сян хотел сосредоточиться. Li Auto уже построила завод и приступила к сборке первой серии, которую планирует продавать как китайскому населению, так и местным компаниям такси и каршеринга (они уже работают с китайской зонтичной компанией такси Didi (в партнерстве с Izumi). Примечательно, что LSEV Ли отличался высоким качеством, был намного круче и совершеннее, чем европейские электрические табуретки того времени, такие как Renault Twizy и ему подобные.

Концепт LSEV от Li Auto (Chehejia LSEV) создан на фоне европейских пейзажей. Если присмотреться, то он напоминает внедорожник Ли Сяна.

Однако легализация LSEV в Китае идет медленнее и сложнее, чем ожидалось. Для Ли Сяна это стало серьезной проблемой, разрушившей многие планы.

Обратите внимание: Топ 10 самых богатых людей в мире(2021).

У компании не было бюджета на реализацию концепции с неопределенным будущим, поэтому проект LSEV пришлось отменить и выбросить в мусор.

Хорошо, что у Ли Сяна был План Б — большой продвинутый внедорожник (или внедорожник, грубо говоря) для дальних путешествий и «семейного использования». Изначально планировалось войти в обе категории. Большие гибридные внедорожники были разработаны, чтобы дополнять небольшие городские LSEV, образуя единую экосистему. Но в итоге нам пришлось сделать всю ставку на внедорожник.

И ставка оказалась удачной! Компания представила секвентальный гибрид Li ONE в 2019 году, и эта модель стала самым продаваемым «внедорожником на новой энергии» в 2021 году. То же самое относится и к крупным компаниям, таким как BYD, Great Wall и Chery. А Tesla Model Y в то время очень хорошо продавалась в Китае.

Так в чем же секрет?

Обратите внимание на три вещи:

  • Во-первых, хотя многие китайские автомобильные стартапы позиционировали себя как самодостаточные и автономные, Li Auto без колебаний заключила множество партнерских отношений. Компания сотрудничает с Bosch, BorgWarner, Panasonic и многими другими компаниями в рамках отдельных компонентов и систем, а также имеет партнерство с Lifan в части лицензий на производство.

  • Во-вторых, сделайте ставку на серийные гибриды. Это когда бензиновый двигатель не обеспечивает крутящий момент двигателю и используется только для зарядки аккумулятора и выработки электроэнергии, когда заряд аккумулятора падает ниже определенного уровня. В случае с Li Auto электродвигатель не только приводится в движение вспомогательным двигателем внутреннего сгорания, но и может легко заряжаться от сети (быстро и медленно). Это означает, что эти автомобили можно заправлять бензином и заряжать, как обычные электромобили, даже не прикасаясь к топливу. Такое гибкое использование понравилось многим водителям, и не только в Китае (достаточно посмотреть на дороги).

На правой стороне Li есть разъемы для быстрой и медленной зарядки. А танк слева. Всеядный.

  • Наконец, после успеха своего первого внедорожника Li ONE, компания теперь производит целую линейку внедорожников: от огромного Li 9 с полноценными трехрядными сиденьями до недавно выпущенного компактного Li 6. Но линия была ловко прожата. Все модели созданы на одной платформе и имеют очень схожую начинку, отличающуюся лишь размером. Это позволяет компании проникнуть в узкие уголки автомобильного рынка и охватить более широкий спектр спроса, оптимизируя при этом производственные процессы и другие затраты. Никаких седанов, спортивных автомобилей, пикапов и прочего барахла. Помимо линейки внедорожников, компания выпустила всего один микроавтобус. Все потому, что у каждого уважающего себя китайского автопроизводителя должен быть свой футуристический минивэн.

Слева — заряженный L9. Справа — смелый намек маркетологов L9 на то, в чем главная шутка этого автомобиля (ну, кроме серийных гибридов и единственной киберпанковой фары).

Сначала я попытался приложить фотографию всей линейки от L9 до L6, но где-то по ходу понял, что они выглядят совершенно одинаково, с небольшой разницей в размерах.

В 2020 году Li Auto провела IPO. Акции котируются на американской бирже NASDAQ. Ли Сян, вероятно, пожалеет об этом решении.

Ранее в этом году Li Auto стала первым китайским автостартапом, достигшим уровня безубыточности. Ли Сян выиграл эту гонку у своего коллеги из NIO Ли Биня и еще одного талантливого китайского стартапа под названием Xpeng.

У компании планы Наполеона. Помимо Китая, мы активно расширяем свой бизнес на зарубежных рынках. Однако Ли Сян не будет форсировать это, поскольку его приоритетом является установление более прочных позиций в стране. Это логично, поскольку его конкуренты очень толстые и страшные. Даже если немного приоткрыть рот, он будет есть, как димсам, так что вы не подавитесь.

PS Ведь надо объяснить, почему из всех новаторов Китая Ли Сяна сравнивают с Илоном Маском. Первая причина очень очевидна. Потому что оба продвигают электрическую мобильность по всему миру. Во-вторых, как и Илон, Ли активен (иногда слишком активен) в социальных сетях. Он пресекает нападки на компанию, разжигает споры с конкурентами, не упускает возможности выставить напоказ свои богатства и достижения (а ведь правильно делает). То есть наши герои — такие же эпатажные и яркие фантазеры, но с богатым китайским разнообразием.

Что вы думаете об этом бренде? Хотели бы вы приобрести такой себе? Если вы уже прошли курс, поделитесь, пожалуйста, своим мнением.

Для ясности: это не реклама Li Auto, и никто не берет на себя ответственность за этот пост. Товарищ Ли не подарил мне кошку, а товарищ Си не дал мне 100 500 очков социальной репутации. Данная статья носит чисто информационный характер и рассказывает об истории основателей и развитии компании. Лично мне эти машины нравятся, но если ваше мнение - херня, спорить не буду (мне все равно).

Если эта статья получит хороший отклик и я наберу много лайков, я напишу большую статью об автомобильной промышленности Китая. Это будет не анализ автомобилей, моделей или технических особенностей (я не автоблогер), а бизнес-статья. Речь идет о том, кто кем владеет, кто какие бренды развивает и какие интересные вещи происходят в отрасли. За 10-20 лет он стал глобальным монстром и заполонил наши дороги.


если вам это нравится, пожалуйста, подпишитесь на мой канал Disruptor. Подобных материалов очень много не только в автомобилестроении, но и вообще. Анализ крутых компаний, инноваций, продуктов и прочего. Я каждый день пишу там тонны информативных постов и регулярно анонсирую все опубликованные статьи.

Есть еще второй канал, который называется «Фицизм». Там мы разбираем интересные и яркие особенности. Пожалуйста, заходите тоже.

[my]БизнесТорговляИнновацииТехнологииКитайАвтомобильЭлектромобильКитайАвтомобильПредпринимательствоМаркетингАвтомобильКитайКитайПродуктТранспортБрендАвтомобильИзобретениеЗапасные ЧастиLong Post 32

Больше интересных статей здесь: Бизнес.

Источник статьи: Китайский Илон Маск. Как Ли Сян создал один из самых ярких автомобильных брендов Поднебесной.