Ли Сян: китайский визионер, создавший автомобильный бренд Li Auto и бросивший вызов Tesla

На фоне множества китайских автомобильных брендов, которые порой кажутся похожими друг на друга, некоторые компании всё же выделяются. Одна из таких — Li Auto (также известная как Li Xiang). Этот стартап был основан неординарным предпринимателем, которого в Китае часто сравнивают с Илоном Маском. Данная статья рассказывает о его пути и о том, как он построил одну из самых заметных автомобильных компаний Поднебесной.

Основатель компании — господин Ли Сян. По внешности он, возможно, напоминает корейского бизнесмена, но по масштабу амбиций и влиянию его действительно можно сопоставить с Маском.

Западные технологические визионеры, такие как Джобс, Гейтс или Маск, известны во всём мире. В последнее время к этому списку добавилось имя Сэма Альтмана. Также на слуху имена Дженсена Хуанга из Nvidia и Чанпэна Чжао из Binance. Хотя двое последних имеют китайские корни, их основные бизнесы всё же ассоциируются с западным миром.

А вот настоящие китайские предприниматели, за исключением, пожалуй, Джека Ма, известны мировой публике гораздо меньше. Некоторые могут слышать о Чжан Имине (ByteDance), Лэй Цзюне (Xiaomi), Ма Хуатэне (Tencent) или Ван Сине (Meituan). Но на самом деле в Китае огромное количество выдающихся бизнесменов, каждый из которых заслуживает отдельного рассказа.

Сегодня мы сосредоточимся на одном из самых молодых и ярких — Ли Сяне, основателе автомобильного бренда Li Auto. Важный нюанс: название бренда «Li Xiang» (理想) переводится как «идеал» или «мечта» и записывается иероглифами, отличными от фамилии основателя, что является интересной игрой слов, характерной для китайского языка.

Ранние годы: от гаджетов к автомобильному порталу

Ли Сян с юности увлекался технологиями. В 1990-е годы, когда индустрия гаджетов стремительно развивалась, он больше интересовался этим, чем учёбой. Ещё в старших классах он запустил портал PCPop — форум, посвящённый электронике и технологиям.

В то время рынок в Китае ещё не был перенасыщен, и PCPop быстро рос. Ли Сян бросил учёбу, арендовал офис и полностью посвятил себя проекту.

Помимо технологий, Ли Сян страстно увлекался автомобилями. В 2005 году он запустил в рамках PCPop раздел, посвящённый автокомпонентам, а затем и автомобилям в целом. К 2007 году этот раздел вырос настолько, что был выделен в отдельный сайт — Auto Home (Автодом).

Это было идеальное время: массовая автомобилизация в Китае набирала обороты, и Auto Home быстро стал ведущим автомобильным порталом страны, объединяющим информацию, поиск и возможность покупки.

Для управления растущим бизнесом Ли Сян нанял выпускника Гарварда Цинь Чжи, который занял пост генерального директора и выстроил системы управления и маркетинга.

Финансовый кризис 2008 года ударил по автомобильному рынку, и Auto Home пришлось частично продать австралийской компании Telstra. Хотя портал оставался лидером, Ли Сян потерял интерес к проекту. В итоге он продал свою долю, заработав миллиарды, и утвердился как уважаемая фигура в автомобильной сфере Китая, хотя и на цифровой стороне бизнеса.

Важно отметить, что Ли Сян был большим поклонником Tesla и электромобилей в целом. В 2014 году он был в числе первых в Китае, кто лично получил ключи от Tesla из рук Илона Маска.

В том же году ему поступило предложение стать соучредителем стартапа NIO, но Ли Сян отказался, сославшись на «разные взгляды на будущее электромобилей». Вместо этого он решил основать собственную компанию.

Основание Li Auto и стратегический поворот

В 2015 году Ли Сян основал свою автомобильную компанию. Изначально его видение будущего состояло из двух частей:

1. LSEV (Low-Speed Electric Vehicle) — маломощные городские электромобили, не требующие водительских прав. Ли Сян верил, что они решат проблему экологии и транспорта в мегаполисах.

2. Большие гибридные внедорожники для дальних поездок и семьи.

Компания даже построила завод и начала производство LSEV, которые по качеству превосходили европейские аналоги вроде Renault Twizy.

Однако легализация LSEV в Китае затянулась, и проект стал слишком рискованным. Компании пришлось отказаться от этой идеи и сделать ставку на «План Б» — большие внедорожники.

Это решение оказалось судьбоносным. В 2019 году был представлен гибридный внедорожник Li ONE, который в 2021 году стал самым продаваемым «внедорожником на новой энергии» в Китае, обогнав даже Tesla Model Y.

Формула успеха Li Auto

Успех компании можно объяснить несколькими ключевыми факторами:

  • Стратегия партнёрств: В отличие от многих стартапов, стремящихся к полной самостоятельности, Li Auto активно сотрудничала с мировыми лидерами: Bosch, BorgWarner, Panasonic и другими. Это позволило использовать лучшие компоненты и технологии.

  • Ставка на последовательные гибриды (range-extender): В автомобилях Li Auto бензиновый двигатель не приводит колёса в движение напрямую, а работает как генератор для зарядки батареи. Это устраняет «тревогу запаса хода», характерную для чистых электромобилей, и даёт гибкость: машину можно и заряжать от сети, и заправлять бензином.

  • Чёткая продуктовоя линейка: После успеха Li ONE компания сфокусировалась на семействе больших внедорожников (L9, L8, L7, L6), построенных на единой платформе. Это позволило охватить разные сегменты рынка при оптимизации затрат. Компания не распыляется на седаны или спорткары, делая ставку на то, что знает лучше всего.

В 2020 году Li Auto провела IPO на NASDAQ. В 2023 году компания первой среди китайских автопроизводителей-стартапов вышла на операционную прибыльность, обогнав в этом соперников NIO и Xpeng.

Планы у компании наполеоновские, включая выход на международные рынки, но Ли Сян действует осторожно, понимая, что сначала нужно укрепить позиции на домашнем рынке, где конкуренция невероятно высока.

Почему его сравнивают с Маском?

Сравнение с Илоном Маском возникает не просто так. Во-первых, оба являются главными лицами электрической мобильности в своих странах и за их пределами. Во-вторых, Ли Сян, как и Маск, активно и порой эпатажно ведёт себя в социальных сетях: вступает в споры с конкурентами, защищает свою компанию и открыто демонстрирует успехи. Он — такой же визионер и провокатор, но со своим, китайским, колоритом.

Данная статья носит исключительно информационный характер и не является рекламой. Она призвана рассказать об интересном предпринимателе и динамично развивающейся компании. Если материал получит хороший отклик, автор обещает подробный разбор китайской автомобильной индустрии в целом — не как обзор машин, а как анализ бизнеса, собственности и стратегий, которые сделали её глобальным игроком.

Для тех, кому интересны подобные темы — инновации, бизнес, технологии — автор ведёт соответствующие каналы, где регулярно публикует аналитические материалы.

[my]БизнесТорговляИнновацииТехнологииКитайАвтомобильЭлектромобильКитайАвтомобильПредпринимательствоМаркетингАвтомобильКитайКитайПродуктТранспортБрендАвтомобильИзобретениеЗапасные ЧастиLong Post 32

Больше интересных статей здесь: Бизнес.

Источник статьи: Китайский Илон Маск. Как Ли Сян создал один из самых ярких автомобильных брендов Поднебесной.