Логистика роз: от эквадорских плантаций до российских магазинов

Доставка роз из Эквадора в Россию — это сложный и многоэтапный процесс, требующий особых условий транспортировки. Для перевозки цветов используются пассажирские самолеты с отапливаемыми грузовыми отсеками. Выбор пассажирского лайнера обусловлен тем, что объем груза редко заполняет целый грузовой самолет, но при этом цветы нельзя перевозить вместе с другими товарами. Причина в химической несовместимости: фумиганты и удобрения, используемые для других продуктов, выделяют газы, которые могут окислить и испортить нежные бутоны роз. Взаимодействие с консервантами также губительно для цветов.

Поэтому оптимальное решение — загрузить пассажирский самолет багажом чуть ниже максимальной нормы, а оставшееся пространство заполнить коробками с розами в специальном отсеке, где поддерживается температура от +6 до +8 градусов по Цельсию. Этим занимаются не производители, а специализированные транспортные компании. Цветы с различных ферм, включая нашу, свозятся на склад, где ожидают формирования партии для отправки. Объем загрузки гибкий: можно отправить как 3, так и 5 тонн, в зависимости от накопленного товара.

Путь через Амстердам: мировой хаб цветочной логистики

После прибытия в аэропорт коробки с цветами, которые правильно называются «пеналами», доставляются на грузовой терминал 10-тонными грузовиками. На терминале работают две ключевые компании: бельгийская, обслуживающая весь мир, кроме США, и американская, работающая исключительно на рынок США. Каждый пенал проходит обязательную обработку: проверку на ошибки, сертификацию и упаковку. После этого партии могут ожидать отправки до месяца, если они следуют на оптовые склады, но стандартный срок доставки до конечного пункта составляет около недели.

По данным на апрель, в Эквадоре насчитывается 462 розовые плантации. Для сравнения, в 2008 году их было около 1500. Наша ферма распределяет продукцию следующим образом: 60% роз отправляется в Россию, 20% — в Европу, 15% — в Америку и 5% — эксклюзивно для «Националь Флорес». Также существуют внутренние рынки в Эквадоре, Уругвае, Парагвае, Чили и Колумбии. У других ферм пропорции могут отличаться, но в целом самолеты загружаются постоянно.

Интересно, что роза, стоящая на ферме 20 рублей, к моменту прибытия в Россию «обрастает» дополнительными 30 рублями логистических расходов. Дело в том, что прямых рейсов из Эквадора в Россию нет. Основным мировым хабом является Амстердам. Там цветы проходят критически важный этап — предварительное охлаждение холодным воздухом для максимального продления срока хранения.

Формирование партий и финальная доставка

В Амстердаме розы не просто охлаждают. Крупные ритейлеры и аукционные площадки формируют консолидированные партии, собирая в одну поставку цветы из разных стран. Это позволяет оптимизировать логистику и заполнять рейсы. Исторически сложилось, что для доставки в отдаленные регионы России, такие как Хабаровск или Нерюнгри, партии формируются на огромном складе площадью 100 000 квадратных метров в аэропорту Схипхол или через логистические центры в дружественных странах.

Почему маршрут такой сложный? Амстердам — это мировой центр не только для роз, но и для других популярных цветов: тюльпанов, мимозы (на самом деле это акация), гортензий и зелени. Это позволяет собирать комплексные поставки, что экономически выгодно.

Почему именно Эквадор и какова конечная цена?

Эквадорские розы ценятся за их высокое качество и относительно низкую себестоимость по сравнению, например, с цветами из Краснодарского края. Это делает их импорт экономически оправданным. Возникает вопрос: можно ли импортировать розы напрямую, минуя Амстердам? Теоретически да, как это делается, к примеру, с армянскими розами, но их доля на рынке ничтожна. Армянские розы не проходят через Амстердам, так как не считаются там «стандартным» товаром для мирового аукциона.

Финальную сортировку и распределение по магазинам в России осуществляет крупный местный ритейлер. Таким образом, цепочка стоимости выглядит так: роза в «пенале» стоит 20 рублей, на оптовом складе в Москве или Хабаровске ее цена возрастает до 50 рублей, а на полке магазина потребитель видит ценник уже в 100 рублей.

Больше интересных статей здесь: Бизнес.

Источник статьи: Как возят розы.